Правила благочестиваго поведения в доме Божием

ПРИЛОЖЕНИЯ:

ПРИЛОЖЕНИЕ I.

"Аще кто не знаменается двема персты, якоже и Христос, да есть проклят"
(Стоглав, 31).

КАКО КРЕСТИТИ ЛИЦЕ СВОЕ
КРЕСТООЕРАЗНО И СО СТРАХОМ СТОЯТИ ВО СВЯТЕИ БОЖИИ ЦЕРКВИ.
ПИШЕТ СВЯТЫИ ИОАНН ЗЛАТОУСТ СИЦЕ.


Мнози убо невегласи махающе по лицу своему рукою, творяще крестятся; всуе тружда-ются, занеже не исправляют истово креста на лицы своем, тому бо маханию беси радуются. А иже кто крестится истово, покладая руку свою на челе, и на животе, и на правом раме, и потом на левом, то ангели зряще, веселятся истиннаго Креста воображаема на лицах их, и Ангел Господень написует тогда входящия в церковь Господню со страхом и с верою. Да аще кто, при-шед в церковь, стоит со страхом и со умилением, поклоняние творя ко образу Божию, той восприимет отпущение грехов и милость Божию. Аще ли без страха, то таковыи больший грех получив, отходит. Темже и мы, вшедше в церковь, стоим со страхом, чающе от Бога великия милости, в сии век и в будущий. Ему же слава, ныне и присно и во веки веком, аминь.

СВЯТАГО ИОАННА ЗЛАТОУСТАГО О ПСАЛТЫРИ.

Вопрошён бысть великий Иоанн Златоустыи от братии: добро ли есть оставите Псалтырь? Он же рече: уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставите Псалтырь. Вельми бо есть полезно, еже поучатися псалмом, и по-читати прилежно Псалтырь. Вся бо нам книги на пользу суть, и печаль творят бесовом, но не якоже Псалтырь, да не нерадим.

БУДИ ЖЕ ВЕДОМО И О МОЛИТВЕ ИСУСОВОЙ, КАКО ЛИЦЕ СВОЕ ЗНАМЕНАТИ КРЕСТООВРАЗНО, И ЧЕСО РАДИ. КНИГА СТАРЧЕСТВО, СЛОВО 11.

Возлагаем руку свою прежде на чело, потом на пуп и на правое рамо и на левое. Разумей силу священныя молитвы сея. Полагая руку свою на главу, речем: Господи. Сим глаголом проповедуем превечное и пребезначальное рожество Сына Божия, от Отца без матере прежде век.
И потом сносим руку с высоты долу, сиречь со главы на живот, или на пуп, глаголем: Исусе Христе. То есть схождение Сына Божия с небес-ных круг, от безначальных недр Отеческия славы на землю, и в пречистом чреве Своея Матере, Де-вы Марии, безсеменное зачатие и воплощение.
А еже паки от долу, то есть от пупа, возносим руку на правое рамо, или плече, глаголем: Сыне Божии. То являет паки от земли на небо преслав-ное Сыновне вознесение и одесную Отца седение по правую руку. Еже глаголет во псалме 109: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножию ног Твоих. Враги Сына Божия - отпадшия ангелы, сиречь бесы, и непокоривии июдеи, понеже бесовским по-тыканием распяша Господа славы.
И оттоле паки обносим руку крестообразно на рамо левое, глаголюще сице: Помилуй мя грешна-го, или Помилуй нас. Сим просим Господа, дабы свободил нас шуяго стояния и со грешники мучения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ II.

ОСНОВНЫЕ ЗАПОВЕДИ ЦЕРКОВНЫЕ

1. Молитва.
Дома - ежедневно утром и вечером, пред трапезой и после, умная и сердечная молитва во всякое время, как об этом учит ап. Павел: "Непрестанно молитеся" (1 Сол. 5, И), а в воскресные и праздничные дни в храме Божием.
2. Пост.
По примеру и учению Спасителя нашего Г.И.Х. и Его святых апостолов (Мф. 4, 2; Деян. 13, 1), мы, християне, должны соблюдать все четыре поста в году, каждую среду и пятницу (кроме разрешенных седмиц) и другие постные дни, как об этом учит Церковное Предание.
3. Почитание священного сана (и иноческого чина).
Всегда и по достоинству воздавать почтение лицам, имеющим священный сан (диякона, священника, епископа), и иноческий чин, как слугам Божиим и ходатаев наших пред Богом; особенно духовного отца своего.
4. Исповедь и причащение святых Таин.
Четыре раза в году, каждый пост, должно быть желание у нас исповедоваться и причащаться Тела и Крови Христовых. Но отлучаются от Церкви и Бога те, которые и одного раза (в Великий пост) не выполняют этой заповеди.
5. Хранение себя от еретиков и их писаний.
Не общаться с еретиками, не право верующими и славящими Бога, не читать их сочинений, чтобы самим не принять ложного учения (Мф.18, 17; Тит. 3, 10).
6. Моление за властей духовных и светских. Молитва о распространении и утверждении Правой веры и славы Божией, а также об обращении неверных, отступивших и заблуждьших, как об этом учит нас Священное Писание (1Тим.2, 1-4).
7. Творить дела милосердия.
Оказывать помощь, кто какую может, словом, делом, состраданием единоверным брати-ям нашим и всем людям, как созданию Божию (Ин. 13, 35; Мф. 5, 7; Ияк. 5, 16; 20 и др.).
8. Употребление церковного имущества.
Миряне не смеют взять что-либо для своих нужд из того, что дано Церкви. Также духовные лица не должны тратить церковное имущество кое-как, но разумно, для пользы духовных и нищих людей, а также на украшение храмов. Особенно епископы должны распоряжаться церковным имением во благо и спасение душ християнских.
9. Удаленне от греховных обычаев.
Не читать безбожных и непотребных книг, в которых изложена хула на Бога, святых Его и прочие кощунства, а также книг, возбуждающих греховные мысли и чувства, т.е. учащих разврату и другим порокам; удаляться также и подобного рода зрелищ; бесед и прочих злых дел: песни бесовские, пляски и т.п. (Правила Соборов Церкви и святых отцов).


ПРИЛОЖЕНИЕ III.

КАК ПРИГОТОВИТЬ СЕБЯ К ПРИНЯТИЮ СВЯТЫХ ТАЙН

Все готовящиеся ко святому Причащению должны соблюсти всю седмицу сухоядением и пребыть в молитве в церкви или, за церковную службу, дома помолиться: поклонами (по лестовке), или кафизмами (по Псалтыри), или по Уставу церковному (у кого есть книги) - судя по возможности и усердию каждого.
Кроме уставной церковной службы все говеющие должны помолиться в течение седмицы семь Правил, в церкви или дома. Правило - это Правильные каноны на каждый день. Если готовящийся к Причащению не имеет возможности помолиться в церкви или дома эти Правила, то вместо каждого Правила надо молиться десять лестовок (три земных и семь поясных).
Молиться Правило лестовками следует в таком порядке: одна лестовка с молитвой Исусо-вой земная и две лестовки с молитвой Исусовой поясные. Эти три лестовки молиться в таком порядке 3 раза. Затем следует помолиться одну поясную (десятую) лестовку Богородице.
Эти 10 лестовок и составляют одно Правило. Таких Правил надо помолиться семь всякому готовящемуся ко святому Причащению.
Если кто по каким-либо обстоятельствам не успеет исполнить семь Правил до принятия Святых Таин, то оставшееся неисполненным следует исполнить после принятия Пречистых Даров.
Приведенный выше порядок исполнения правила говения обязателен для иноков. Мирянам же можно молиться это Правило в несколько ином и облегченном виде: в каждой из десяти лестовок первые 12 и последние 17 поклонов - земные, остальные - в пояс; 7 лестовок - с молитвой Исусовой (Господи, Ису-се Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго), 8-я лестовка Ангелу Хранителю (Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя, грешнаго раба твоего), 9-я лестовка св. Иоанну Предотечи (Святьш Великий Иоанне, пророче и Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о мне грешнем) и 10-я лестовка Пресвятой Богородице (Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба Твоего).
Если кто слаб (по болезни или старости), пусть молится в каждой лестовке только последние 17 поклонов земными.
По немощи великой, а не за леность, можно молиться всю лестовку в пояс.
Отдельно каждую лестовку следует молиться - во всех случаях келейной (домашней) молитвы - следующим образом.
Первые три ступени и последние три в лестовке - с молитвой "Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе, Боже", с земными поклонами.
Первая великая ступень (после 12-ти) - с молитвой: "Помяни мя, Господи, егда прии-деши во царствии Си"; поклон земной.
Вторая великая ступень - с молитвой: "Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии Си"; поклон земной.
Третья великая ступень - с молитвой: "Помяни мя, Святыи, егда приидеши во царствии Си"; поклон земной.
В конце лестовки: Господи помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Посем начинай следующую.



ПРИЛОЖЕНИЕ IV

НРАВОУЧЕНИЕ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКАГО.
ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ ГРАММАТИКИ ИОСИФА ПАТРИАРХА (ЛИСТ 17).


Святыи Василии Великий, проходя Антиохию, поучил учеников Ливаания, еже имеати чистоту душевную и безстраастие телесное. Ступание кротко. Глас умерен. Слово благочинно. Пищу и питие немятежно. При старейших молчание. При мудрейших послушание. К преимущим повиновение. К равным себе и меньшим любовь нелицемерную. От злых плотьских и любоплотных отлучатися. Мало вещати, множайшая разумевати. Не продерзовати словом. Не избыточествовати беседою. Не дерзым быти на смех, стыдением украшатися. Женам нечистым не беседовати. Долу зрение имети, горе же душу. Бегати супротивословия. Не гонити учительский сан. Ничтоже вменяти, еже от всех чести. Аще ли кто от вас может, - иных пользовати; и сих ради всех, яже от Бога, мзду ожидает, и вечных благ наслаждение.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ V

АПТЕКА ДУХОВНАЯ

Человек некий прииде во врачебницу и спроси врача: есть ли таковое былие, еже бы врачевало болезни душевныя, и иные грехи?
Врач же отвеща: есть.
Прииди и возьми корень послушания и правды, листвия упования и терпения;
Цвет красоты, или чистоты душевной и телесной;
Плод добрых дел;
И, изотри в сосуде сокрушения сердечнаго;
Просей в решете разсуждения;
Прилей воды от слез молитвенных;
И раствори горестию покаяния;
Потом воспламени себе Божественною лю-бовию;
Вложи в горнило ничтожества, или смирения;
И, осолив себе солию братолюбия,
Отверзи щедрую руку к милостыни, юже да твориши в тайне.
Егда же все то уготовится чрез огнь веры и благодати, употребляй в твою пользу. Тогда будеши совершенно здрав!

 


ПРИЛОЖЕНИЕ VI.

СЕМЬ ТАИНСТВ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ


1. Крещение
2. Миропомазание
3. Причащение
4. Покаяние
5. Священство
6. Брак
7. Елеосвящение.


СЕМЬ ГРЕХОВ СМЕРТНЫХ
Гордость - Смирение
Сребролюбие - Нестяжание
Блуд - Целомудрие
Гнев - Кротость
Чревоугодие - Воздержание
Зависть - Доброжелательство
Уныние. - Упование.


ЧЕТЫРЕ ПОСЛЕДНЯЯ
И ДОСТОПАМЯТНАЯ

1. Смерть.
2. Суд Страшный.
3. Мука вечная.
4. Царство небесное.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ VII.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДРУЧНИКА.


При земном поклоне колени и голову нужно наклонить до земли (пола). По совершении крестного знамения, простертые ладони обеих рук кладутся на подручник, обе рядом, а потом голову наклоняют до земли столько, чтобы головой коснуться рук на подручнике; колени также преклоняют (одновременно) до земли вместе, не растопыривая их. Это и называется земным поклоном ("Сын церковный").
Подручник заимствован нами у Византии, вместе с християнской верой. Подручник принято изготовлять из лоскутов материала, лучше однотонного, неярких цветов. Берется квадрат, что символизирует землю. К каждой стороне квадрата пришивается прямоугольный треуголь-
ник; пришивается длинной стороной (т.е. гипотенузой) к стороне квадрата. Получается снова квадрат, но большего размера. К образовавшемуся квадрату также пришиваем четыре соответствующих треугольника... Всего пришивается 12 треугольников, что символизирует 12 апостолов. На каждую сторону сшитого (большого) квадрата пришиваются полосы, а на его углах небольшие 4 квадрата, которые символизируют четырех евангелистов, а полосы - их учение. На другой стороне (тыльной) пришивается сплошной материал, как правило, скромнее по качеству и цвету. Внутрь кладется войлок, вата или куски материала. Все это простегивается.
Подручник должен содержаться в образцовой чистоте.





<< Назад | Оглавление >>

<< назад на "КНИГИ"

 

 
вверх