11. О КРЕСТНОМ ХОДЕ
Крестный ход, по святоотеческому учению, есть такое же Богу
служение и моление пред Ним, как и всякое богослужение в доме
Божием. Крестные ходы совершаются вокруг храма "по особенному
усердию правоверных християн: или для усиления молитв наших пред
Богом, об избавлении нас от каких-либо наказаний, попущаемых от
Него; или для торжественной благодарности Богу, за Его
великотаинственные дела, устроенные к нашему спасению" (еп.
Арсений Уральский).
Крестные ходы бывают также и на поля, во . время бездождия, с
молебнами; иногда совершают на молебнах и водосвятие, в поле или
на источниках, и кропят святой водой поля и степи; также во
время моровых язв, на людей и животных, совершают крестный ход
по некоторым жилищным местам, и кропят святой водой.
А когда мы выходим из храма (а также иногда из места жительства:
города или села), - это означает наше отпадение от Рая и
указывает на заключение для нас самого Неба. И что, шествуя
Крестным ходом, мы проходим через город (село) со скорбными
молитвенными вздохами (по случаю постигшего нас бедствия), - это
показывает, что и он (оно), и все в нем, осквернено нашими
прегрешениями. И когда мы выходим за город взывать к Богу и
совершать моление, - этим выражаем свое смирение и уничижение,
почитая себя недостойными взывать из среды города, который
осквернили, и что, через преступление, мы как бы выведены из
Божественного отечества. В сем городе (селе), где возсозданы
(таинствами Крещения и Миропомазания) и удостоились великих
даров от Бога, мы, обольщенные змием, безумно растлились и
осквернили освященное место, вышедши из-под Божия смотрения и
блуждая в местах, не охраняемых благодатию Божиею (блаж. Симеон
Солунский).
Поэтому и в силу этого, должны мы, каждый из нас, смиряться и
помышлять, что недостойны святых мест - Рая и Неба, и подражать
мытарю, по глубокому сознанию своей греховности стоявшему вдали,
и Адаму, изгнанному из Рая, и блудному сыну, отшедшему во страну
чуждую. И с такими мыслями и чувствами, все молящиеся должны,
выйдя из храма на Крестный ход, следовать за святыми иконами и
священными пастырями; кратко сказать, должно соблюдать чин и
порядок, благоговейное внимание к молитве, как и в доме Божием.
"Вся же благообразно и по чину да бывают" (1 Кор. 14, 40). И:
"проклят всяк, делающий дело Божие с небрежением" (Иер. 48, 10).
К великому прискорбию, в последнее десятилетие особенно,
Крестный ход, т.е. богослужение с особенными чувствами покаяния
и благодарности Богу, в некоторых местах превратили мы,
попущением пастырей, в постыдное зрелище и производство
изображений зрелища. И вместо покаяния - умножение грехов,
вместо благодарности Богу - оскорбление Его святости. Если за
небрежение пророк угрожает отлучением от Бога, то какое
наказание готовим мы себе, попуская и совершая сознательное
бесчиние во время богослужения! Ведь все сливается и
смешивается, утрачивается различие между святым и греховным...
О! человек, не считаешь ли ты этого маловажным, что преступаешь
пределы отцов, преданные свыше? Нет, ничего нет маловажного в
Церкви великого Бога и Спаса нашего Исуса Христа, и ничего в ней
не установлено без значения... Все здесь имеет глубокий смысл.
Как же дерзать, по собственному произволу, совершенно презирать
уставы, положенные в основание нашего спасения Самим Богом, и
делать самого себя законоположником для уничтожения их?! Разве
ты не знаешь, что Бог, как учит Апостол, не есть Бог
неустройства, но мира и порядка (1 Кор. 14, 33)? Что в Церкви
должен соблюдаться тог порядок, который установлен на небе? Не
разрушай же, человек, небесного чина; напротив, поддерживай его
и ревнуй о нем... Старайся не только сохранить, что принял, но и
умножить принятое, как делали это отцы наши. Особенно пастыри
обязаны подвизаться за святые уставы, любить благолепие дома
Господня и соблюдать святый чин (блаж. Симеон Солунский).
Все это пагубное бесчиние, воцаряемое все более и более во время
Крестного хода (в отдельных местах и случаях), есть плод дружбы
с миром, гордости и самолюбия. Именно эти греховные страсти,
пленивши сознание, понуждают многих оставить молитву и творить
волю лукавого, занимаясь съемками и препятствуя молитве
остальных. Нет никакой необходимости столько "щелкать" и
"стрекотать" в продолжении всего Крестного хода, умножая грехи и
прогневляя Отца небесного, Ангела - хранителя и всех
небожителей. Отсечем это, пастыри, духовные отцы, братие и
сестры, и примем страх Божий в сердце свое, чтобы не лишиться
нам благоволения Божия ни в сей жизни, ни в будущей.
Да вразумит нас Господь Исус Христос спасительным страданием
Своим и тридневным воскресением и призовет к покаянию и
исправлению: "Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф.
3, 2). Аминь!
<<
Назад
|
Оглавление
|
Вперед
>>
<<
назад на "КНИГИ"