Правила благочестиваго поведения в доме Божием

9. О БЛАГОСЛОВЕНИИ СВЯТИТЕЛЬСКОМ И СВЯЩЕННИЧЕСКОМ

(Данная глава представляет собой сокращенное изложение одноименной статьи из "Православно-старообрядческого церковного календаря" на 1995 год.)

Без всякого же прекословия меньший благословляется большим (Евр. 7, 7).
Выражение "благословение" состоит из двух слов: "благо", и "слово"- речь, учение, а в данном случае, еще и согласие, разрешение (на то или иное "благо"). Итак, благословение - это, выражаясь современным языком, согласие и разрешение на конкретно определенное богоугодное и спасительное дело. О том же, какие дела богоугодны и спасительны для нас, мы должны поучаться у Бога - Источника всяких благословений, в Священном Писании и Священном Предании.
Первое, общее, благословение человеческому роду дал Сам Бог вскоре после сотворения мира и первых человеков (Быт. 1, 28). Затем, после освобождения избранного народа из египетского рабства и основания ветхозаветной Церкви, Господь, через пророка Моисея, научил, как следует благословлять каждого человека, верного сына Церкви: "И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им:
1) да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
2) да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!
3) да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их"(Чис. 6, 22-27).
Основатель Новозаветной Церкви, Сын Божий, Спаситель мира, словом и делом научил, как следует благословлять сынов Нового Израиля. Перед Своим Вознесением на небо Господь наш Исус Христос "воздвиг руце Свои и благослови" (Лк. 24, 50) верующих, окружавших Его. Этим он указал, чтобы и свв. апостолы преподавали благословение верующим; а от апостолов эту власть и способность приняли епископы и священники.
Св. Иоанн Златоуст благословение священных лиц называет "оружием духовным, которое делает християнина безопасным со всех сторон..." (Творения его, т.III, с. 53). Рука епископская и священническая, во время совершения величайшего таинства св. Причащения на Божественной Литургии, претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы через призывание Святаго Духа; рождает человека в жизнь вечную при погружении в купели святого Крещения; низводит благословение Божие на всяком месте и во всякое время на принимающих его достойно и с благоговением. И действительно, не только в делах важных, и в предприятиях, сопряженных с опасностью, благословение священных лиц содействовало успеху, но и в обыкновенных житейских занятиях являло иногда знаменательную силу. Так, св. Григорий Двоеслов повествует, что в одном монастыре строили здание. Нужно было поднять очень большой камень. Созвали множество рабочих для этого, но ничего не могли сделать. Тогда позвали на помощь преподобного Венедикта, игумена монастыря, и, как только он, сотворив молитву, дал свое благословение, камень был поднят с такой легкостью, как будто в нем и не было никакой тяжести (св. Григорий Двоеслов, кн. 2, гл. 9).
Возможно, что при нынешнем направлении умов скажут, что такая сила благословения священнического принадлежала только святым, а не обыкновенным грешным пастырям. На это следует сказать, что, действительно, священники "подобострастны всем человеком" и поэтому-то каждый священнослужитель, совершая свв. Тайны, смиренно молится, чтобы Господь очистил его не достоинство. А сомневающимся в силе священнического благословения следует помнить, что Господь сказал: "Знамения веровавшим последуют" (Мр. 16, 17). Поэтому те, кто без веры просят священнического благословения, не получают иногда желаемого успеха в делах. И это бывает не по недостоинству иерея, а по маловерию просящего; ибо, каков бы ни был иерей, но он совершает дело Божие, на которое получил (в таинстве Священства) благословение свыше, и есть только орудие этой благодати.
Через благословение священническое и, конечно, прежде всего епископское, Господь невидимо посылает всякое добро тем, кто искренне и с усердием просит на "добро" (Ияк. 4, 3) и с верой принимает его. Свв. отцы пишут, что если кто с пренебрежением относится к священническому благословению, тот есть безбожник и отрекается от Христа, Который поставляет священников (Св. Игнатий Богоносец).
В древней Церкви, как видно из истории, християне весьма дорожили священнической благословляющей рукой, подводили под нее своих детей и сами почтительно целовали благословляющую руку.
Ибо делая это, мы обращаемся более к Богу, нежели к человеку, просим, благодарим и славим Христа, действующего через "орудие благодати", - священное лицо. Книга "Сын церковный", говоря об этом действии, дает следующее наставление: "Благословение же его (т.е. священного лица) в честь и с радостию приемли себе... Ты же прием сие (т.е. благословение), целуй руку его; аще ли руки своея не даст ти целовати, - проси и моли его о том, чтобы ти (т.е. тебе) дал целовати ея" (глава
64).
Итак, "плод" благословения зависит более от просящего, его веры и достоинства, нежели от благословляющего...
Для сведения и напоминания скажем, что мужчинам, не желающим носить бороду, всем курящим табак и т.п. душепагубное зелье, оскверняющим свой язык бранными ругательствами, скверными, гнилыми словами (Еф. 4, 29) и подверженным другим непотребным привычкам, порочащим християнское звание, женщинам и девицам, находящимся в состоянии нечистоты (месячных), а также женскому полу (разве, кроме юных отроковиц) с непокрытой головой не подобает просить благословения, а пастырям подобает не благословлять, если таковые дерзают и требуют. В противном случае, власть, данная Богом пастырям "в созидание святой Церкви" (2 Кор. 10, 8), будет употреблена на разорение спасительных Ея уставов.
Весьма поучительный рассказ находится в житии священномученика протопопа Аввакума. Именно, сам протопоп рассказывает, что боярин Василий Петрович Шереметьев, плывя по Волге в Казань на воеводство с семейством своим, позвал на свое судно протопопа и велел ему благословить его сына "брадобрийца", но ревнитель древнего благочестия, "видя любодей -ный образ", его не благословил. Рассвирепевший боярин велел протопопа в Волгу кинуть и "ругав много, столкали с судна". Вот так хранил священномученик Аввакум дар Божией благодати, чтобы, по слову святого Евангелия, "не давать святыни псам и не бросать бисера перед свиниями..." (Мф. 7, 6).
Таким образом, даже из краткого исторического описания и богословского объяснения очевидно, что получить благословение Божие через истинного пастыря Церкви Христовой - дело святое, очень важное и спасительное для каждого правоверующего християнина.
Практически это совершается следующим образом. Следует, не совершая крестного знамения, поклониться священнослужителю до земли и сказать: "Прости мя владыко святыи, и благослови" (если это епископ; а если это священник, то ему говорят: "Прости мя, отче честный, и благослови"). Пастырь на это отвечает: "Бог да простит тя". Далее просящий благословения говорит свое имя. После этого благословляющий ограждает просящего крестным знамением и произносит молитву: "Благословение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на рабе Божием (или: рабе Божией: называя имя) всегда, и ныне и присно, и во веки веком". Получивший благословение отвечает: "Аминь" и целует руку давшего благословение. Затем благословивший говорит: "Христос посредё нас", а получивший благословение свидетельствует ему: "Есть и будет", и целует его в правое плечо и вновь, не крестясь, кланяется в землю.
Скажем для духовной пользы несколько слов и о "чине" приветствия християнских пастырей. Вместо обыденного "Здравствуйте" или "Добрый день" при встрече с епископом или священником (будь то и по телефону, причем, независимо - кто кому звонит) младший первым должен сказать: "Прости мя, владыко святыи (или: отче честный), и благослови". А старший отвечает: "Бог простит тя; Бог благословит" (если есть достоинство). И затем уже переходят к деловой части разговора.
На прощание не только духовным лицам не должно говорить привычное в наше время "До свидания", но и всем християнам следует употреблять освященное духом евангельского учения выражение: "Прости Христа ради". А в ответ должно прозвучать: "Бог простит. И меня прости". Эти слова должны произноситься не небрежно, не формально, а от всей души. Ибо мы просим простить нам все, в чем мы, вольно или невольно, могли опечалить ближнего, и сами прощаем его чистосердечно, с миром и любовью молимся о том, чтобы и Господь простил и помиловал его.
Просить прощения и благословения у епископов и священников принято и в письмах. Еще апостол Павел все свои послания кончал благословением, призыванием Божией благодати на всех, кого он утверждал в християнской вере и добродетели.
Итак, прощение и благословение, преподаваемое священными лицами, есть не один лишь формальный обряд, но духовный дар свыше, от Самого Бога, который епископы и священники лишь передают. И все мы, християне, должны относиться к этому дару очень серьезно, ответственно и благоговейно. Только в этом случае благословение Божие будет в нашей жизни действенно и спасительно. И тогда, по слову апостола Павла, "Бог мира, воздвигший из мертвых Пастыря овцам Великого, Кровию завета вечного, Господа нашего Исуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, ко исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему Исусом Христом. Ему же слава во веки веком. Аминь" (Евр. 13, 20-21).


<< Назад | Оглавление | Вперед >>

<< назад на "КНИГИ"

 

 
вверх