8. О ЦЕЛОВАНИИ УМЕРШЕГО ВО ВРЕМЯ ПОГРЕБЕНИЯ
Обряд целования в разных местах имеет свои особенности.
Например, в Москве перед гробом на достаточном расстоянии
ставится аналой со святым Крестом. При пении прощальных стихер
сначала священник с дияконом, потом родные и все молящиеся
чинно, (женщины вслед за мужчинами) по два в ряд, подходят ко
Кресту с левой стороны гроба. Каждый совершает по два поклона в
пояс, затем поочередно целуют Крест и полагают еще по одному
земному поклону. После целования Креста подходят ко гробу уже по
одному, с правой стороны, и целуют усопшего.
В других местностях аналой ставится по правую сторону от гроба и
на нем полагается не Крест, а икона Пресвятой Богородицы с
Предвечным Младенцем. Присутствующие попарно подходят справа и с
такими же поклонами целуют образ Спаса в правую стопу, а образ
Богородицы - в правую руку, а затем целуют покойного("История и
обычаи Ветковской церкви", гл. 32.).
Известны и разные целования самого усопшего. В некоторых
местностях целуют в уста("История и обычаи Ветковской церкви",
гл. 32.), в других - в венчик, лежащий на челе (лбу).
Все эти особенности обряда не записаны в богослужебных книгах,
но передаются исстари по преданию. Поэтому не имеют смысла споры
об исключительной правильности или древности того или другого из
них. Следует только соблюдать порядок и единообразие,
соответственно обыкновению, принятому в данном месте.
Как и другие погребальные обряды, целование имеет и
богословский, и учительский смысл. Св. Симеон называет его
знаком общения и единения, знаком того, "что и умирая, мы не
разлучаемся друг от друга... потому что будем жить во
Христе"(Труды Симеона Фессалоникийского, с. 308.).
Хотя в данном издании не рассматриваются особенности погребения
иночествующих, считаем необходимым все же отметить: когда миряне
присутствуют при погребении инока, они не должны целовать его,
но просто кланяются в землю перед гробом. Целуют усопшего инока
только иноки - в параманд с крестом, которым закрывается лицо
усопшего. Также и инок на погребении мирянина не целует его, а
просто кланяется.
Кланяться же в землю усопшему должен каждый независимо от чина,
церковного или светского звания. При этом надо мысленно просить
прощения у покойного, прощая и ему все согрешения, вольные и
невольные.
Кланяясь три раза умершему и прощаясь с ним, каждый должен
сказать: 1) Дорогой раб божий(или раба Божия), имя рек, прости
меня Христа ради во всем и за все; 2) А тебя Бог простит и
благословит; 3) Аще имаши дерзновение(т.е. если имеешь силу.),
помолися о мне грешнем (или: грешней) ко Господу Богу.
Скажем здесь, продолжая тему благопристойного и чинного
поведения в доме Божием, и о том, как следует вести себя при
служении за упокой - Вселенской Панихиды, Панихиды, Литий (в
Литургии и после) и т.п. Главное, на что здесь необходимо
обратить внимание, это знать, когда можно позволить себе ходить
по храму, чтобы раздать милостыню за усопших. Как и во всяком
богослужении, молитва за упокой также требует от нас живого
участия, умом и сердцем. Поэтому, когда угодно нельзя ходить по
храму и раздавать, оставив молитву и других отвлекая; удобнее и
приличнее это делать, испросив благословение, в то время, когда
ведущий службу, как это принято в большинстве случаев, начал
читать Помянник (Синодик) или записки за упокой. И делать это
доброе дело - тихо и скромно, с молитвой и благоговением.
<<
Назад
|
Оглавление
|
Вперед >>
<<
назад на "КНИГИ"