Правила благочестиваго поведения в доме Божием

8. О ЦЕЛОВАНИИ УМЕРШЕГО ВО ВРЕМЯ ПОГРЕБЕНИЯ

Обряд целования в разных местах имеет свои особенности. Например, в Москве перед гробом на достаточном расстоянии ставится аналой со святым Крестом. При пении прощальных стихер сначала священник с дияконом, потом родные и все молящиеся чинно, (женщины вслед за мужчинами) по два в ряд, подходят ко Кресту с левой стороны гроба. Каждый совершает по два поклона в пояс, затем поочередно целуют Крест и полагают еще по одному земному поклону. После целования Креста подходят ко гробу уже по одному, с правой стороны, и целуют усопшего.
В других местностях аналой ставится по правую сторону от гроба и на нем полагается не Крест, а икона Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Присутствующие попарно подходят справа и с такими же поклонами целуют образ Спаса в правую стопу, а образ Богородицы - в правую руку, а затем целуют покойного("История и обычаи Ветковской церкви", гл. 32.).
Известны и разные целования самого усопшего. В некоторых местностях целуют в уста("История и обычаи Ветковской церкви", гл. 32.), в других - в венчик, лежащий на челе (лбу).
Все эти особенности обряда не записаны в богослужебных книгах, но передаются исстари по преданию. Поэтому не имеют смысла споры об исключительной правильности или древности того или другого из них. Следует только соблюдать порядок и единообразие, соответственно обыкновению, принятому в данном месте.
Как и другие погребальные обряды, целование имеет и богословский, и учительский смысл. Св. Симеон называет его знаком общения и единения, знаком того, "что и умирая, мы не разлучаемся друг от друга... потому что будем жить во Христе"(Труды Симеона Фессалоникийского, с. 308.).
Хотя в данном издании не рассматриваются особенности погребения иночествующих, считаем необходимым все же отметить: когда миряне присутствуют при погребении инока, они не должны целовать его, но просто кланяются в землю перед гробом. Целуют усопшего инока только иноки - в параманд с крестом, которым закрывается лицо усопшего. Также и инок на погребении мирянина не целует его, а просто кланяется.
Кланяться же в землю усопшему должен каждый независимо от чина, церковного или светского звания. При этом надо мысленно просить прощения у покойного, прощая и ему все согрешения, вольные и невольные.
Кланяясь три раза умершему и прощаясь с ним, каждый должен сказать: 1) Дорогой раб божий(или раба Божия), имя рек, прости меня Христа ради во всем и за все; 2) А тебя Бог простит и благословит; 3) Аще имаши дерзновение(т.е. если имеешь силу.), помолися о мне грешнем (или: грешней) ко Господу Богу.
Скажем здесь, продолжая тему благопристойного и чинного поведения в доме Божием, и о том, как следует вести себя при служении за упокой - Вселенской Панихиды, Панихиды, Литий (в Литургии и после) и т.п. Главное, на что здесь необходимо обратить внимание, это знать, когда можно позволить себе ходить по храму, чтобы раздать милостыню за усопших. Как и во всяком богослужении, молитва за упокой также требует от нас живого участия, умом и сердцем. Поэтому, когда угодно нельзя ходить по храму и раздавать, оставив молитву и других отвлекая; удобнее и приличнее это делать, испросив благословение, в то время, когда ведущий службу, как это принято в большинстве случаев, начал читать Помянник (Синодик) или записки за упокой. И делать это доброе дело - тихо и скромно, с молитвой и благоговением.



<< Назад | Оглавление | Вперед >>

<< назад на "КНИГИ"

 

 
вверх