ЗАВАЛОВЦЫ - см. необщинники
(1).
ЗАВОЛОКО
Иван Никифорович (1897 <по данным дела, заведенного на него
НКВД, он родился в 1898> - 1984) - старообрядец федосеевского
согласия, историк старообрядчества, видный деятель в
общине рижских
беспоповцев. Родился в г. Режица (Латвия). Учился в Пражском
университете, участник Кондаковского семинара, с 1927 г.
совершал систематические экспедиции по Латгалии и Эстонии,
изучая культурное наследие беспоповских общин. В довоенной
Латвии издал ок. 10 книг (сборники духовных стихов, альбомы
древних орнаментов и вышивок, учебные пособия по истории
староверия и т.п.). Был фактическим руководителем журнала
"Родная старина", старостой кружка ревнителей старины. В 1933 г.
открыл в рукописном отделе книжницы Гребенщиковской общины
второй список "Слова о погибели земли Русской". После
присоединения Латвии к СССР был арестован, 10 февр. 1941 г.
особым совещанием НКВД приговорен к восьми годам лагерей. В
лагере ему была ампутирована нога. Освобожден 12 окт. 1948 г. и
направлен в ссылку в Новосибирскую обл. Находясь там, в 1957 г.
начинает переписку с ленинградским археографом В.И.Малышевым,
длившуюся почти 20 лет. Освобожден из ссылки 6 апр. 1956 г.
(Следственное дело с архивным ( 29818 хранилось в КГБ Латвии). В
1959 г. возвращается в Ригу. В беспоповском "Старообрядческом
церковном календаре" систематически публикует свои исследования
о Выговском общежительстве, Стоглавом соборе (см. Стоглав),
боярыне Морозовой, Иване Федорове, византийском искусстве и т.п.
В 1966 г. обнаружил, а в 1968 г. передал в дар Институту русской
литературы "Пустозерский сборник", написанный в 1670 г. в
земляной тюрьме. Сборник содержал автографы "Житий" инока
Епифания и протопопа Аввакума (т. н. "редакцию В") и их рисунки.
При издании этой рукописи обещанное дарителю название
("Пустозерский сборник Заволоко") было в последний момент
заменено на "Пустозерский сборник" (Л., 1975). В общей сложности
передал Пушкинскому дому несколько сот рукописей из своего
собрания. Весьма интересовался проблемами медицины, изучая
возможности ранней диагностики предраковых состояний. В
последнее время Гребенщиковской общиной переиздано несколько
довоенных работ Заволоко, в т.ч. "Учебник по Закону Божию для
старообрядцев" (1989), "История Церкви Христовой" (1990) и "О
старообрядцах города Риги" (1993).
ЗАМИРЩЕННЫЙ
- см. Мирщение.
ЗАОНЕГИ
- так в 18 в. называли беспоповцев поморского согласия
беспоповцы федосеевского согласия, проживавшие в польских
пределах.
ЗАПИСНЫЕ СТАРООБРЯДЦЫ - старообрядцы, по указу имп. Петра I
с 1716 г. внесенные в "перепись раскольников". Это был первый
правительственный акт, допускающий существование старообрядцев,
ранее находившихся вне закона. По указу 1716 г. записные
старообрядцы облагались двойным денежным налогом, им
предписывалась особая одежда и особые знаки. Им запрещалось
владеть землей, строить дома, иметь законную семью, иметь у себя
какие-либо рукописные или печатные книги. За задержку в уплате
штрафных денег или при подозрении в распространении своего
вероучения записной старообрядец мог быть лишен имущества и
отправлен на галеры. С 1719 г. последовала новая серия мер,
утяжеливших положение старообрядцев. Поэтому большинство
старообрядцев предпочитало укрываться от переписи в глухих
местах до тех пор, пока тайное поселение не открывалось военной
сыскной командой.
ЗАХАРИЙ
(Зосима Власов) - инок (вероятно, федосеевского согласия) конца
18 в., принявший постриг в Польше. Пришел в Москву в сером
суконном кафтане, монашеском клобуке, в железных веригах и с
железным посохом. Арестованный как праздношатающийся, показал о
себе, что родства не помнит, паспорта не имеет. О его поимке
было донесено имп. Екатерине II, которая повелела провести
следствие. "Дело о монахе Захарии" дважды было рассмотрено -
сначала в нижнем, а затем в верхнем надворных судах (специальное
судебное присутствие, рассматривавшее дела чиновников и
разночинцев в обеих столицах). По окончательному приговору его
отдали в солдаты 29 егерского полка. Во время парада войск
московского гарнизона он вышел из строя и бросил на плац ружье и
всю амуницию. Его судили и приговорили к расстрелу.
ЗАХАРОВ
Иван - один из старообрядцев-мучеников за веру. Писарь
Соловецкого монастыря, участвовавший в составлении знаменитых
соловецких челобитных к царю. Ушел из монастыря еще до начала
военной блокады. Поселился в пустынном месте Поморья у старца
Пимена. Написал и отправил в Кандалакшу "епистолию" к мучимым
там за старую веру ростовским христианам. Письмо было
перехвачено воеводой Волоховым. В 1670 г. стрельцы воеводы
разыскали и сожгли келью Ивана Захарова и старца Пимена, самих
же посадили в тюрьму при Сумском остроге. В 1671 г. бояре, по
царскому указу рассмотрев "дело Захарова", приговорили:
"подьячего Ивашку Захарьева пытать накрепко... а после сыску и
очных ставок подьячего Ивашку казнить смертью, отсечь голову".
ЗЕЛЕНКОВ
Василий Тимофеевич (1888 - 20 или 26 мая 1906) - старообрядец
белокриницкого согласия. Один из выдающихся старообрядческих
начетчиков. Родился в беспоповской семье в д. Озеро Семеновского
у. Нижегородской губ. Автор сборника "Выписки из
святоотечественных и других книг (служащих к изучению различных
сторон церковной жизни)" - ч.1-3. М., 1911-1912. Выступал на
беседах с миссионерами и старообрядцами других согласий.
Принимал участие в издании журнала "Церковь" (1) и
распространении первых граммофонных записей Морозовского хора.
Жил, работал и умер (от туберкулеза) в г. Егорьевске Рязанской
губ. (ныне - Московская обл.). Совет всероссийских съездов
старообрядцев выделил средства для его лечения, но поздно, и
спасти его не удалось.
ЗЕНИН
Никифор Дмитриевич - видный деятель Древлеправославной Церкви
Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию),
начетчик, писатель, и, вероятно, книгоиздатель. Казначей Союза
старообрядческих начетчиков. Житель г. Егорьевска (ныне
Московская обл.). Занимался фотографией и много фотографировал
деятелей старообрядчества. Выполнил первые записи
старообрядческого церковного пения (Морозовского хора под упр.
П.Цветкова) на граммофонные пластинки. Сотрудничал в
старообрядческих журналах (часто используя псевдоним
Гостиславский) и всесторонне служил распространению
старообрядческой литературы. Много сделал для того, чтобы труды
молодого начетчика В.Т.Зеленкова увидели свет хотя бы после
смерти автора. Обладатель крупной библиотеки. Владелец книжного
магазина. Автор книг,
в т. ч. "Егорьевская Георгиевская старообрядческая
община" (М., 1915), "К братьям нашим беспоповцам об антихристе",
"Ответ на клевету" и др.
"ЗИТУМЕНОС", или "Взыскание аще двоеперстное сложение на
изображение креста есть Христово предание" - апологетическое
сочинение в защиту двуперстного крестного знамения, написанное в
1740-х гг. Алексеем Родионовым, учеником Симеона Денисова. Этим
и объясняется близость свидетельств, приводимых им, к тем, что
помещены Денисовым в "Поморских ответах". Опубликовано впервые в
"Трудах Киевской духовной академии" за янв. 1867 г. Е.Барсовым,
переиздано в 1907 г. отдельной брошюрой в качестве приложения к
( 5 журнала "Старообрядец" (1).
"ЗЛАТОСТРУЙ"
1) - журнал беглопоповцев, издававшийся с 1910 г. (( 1-4).
Журнал продолжился как ежемесячник в 1911-1913 г., утратив чисто
беглопоповский характер; редактировался Г.М.Карабиновичем.
2) -
староверческий журнал, издание Центрального совета
Древлеправославной поморской церкви Латвии. Главный редактор -
председатель ЦС ДПЦЛ, наставник Гребенщиковской общины
И.И.Миролюбов. Вышло два номера (1990-1992).
ЗНАМЕННЫЙ РОСПЕВ - основной роспев русского православного
церковного пения. Название получил от употребляющихся при записи
мелодий крюков, иначе - знамен. Знаменное пение является
унисонным. Мелодика роспева подчиняется системе осмогласия и
основана на обиходном звукоряде; отличается плавностью,
уравновешенностью музыкальных линий. Знаменный роспев является
основой церковного пения в старообрядческих храмах. Имеется
несколько типов роспева: Столповой, Малый, Большой. От
знаменного роспева произошли Путевой и Демественный роспевы.
ЗОСИМА
(Зотик Иосафович Еремеев; р. 1947) - епископ кишиневский и всея
Молдавии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Из семьи
коренных старообрядцев. Закончил Духовную семинарию, рукоположен
в священники с. Губино Орехово-Зуевского р-на Московской обл.
Хиротонисан в епископы митр. Алимпием в сослужении с еп.
Силуяном и еп. Иоанном в 1994 г.
ЗОТОВ
Михаил Иларионович (1864-1913) - старообрядческий протоиерей,
настоятель храма в г.Балаково Саратовской губ. Родился в семье
беспоповцев; в 1894 г. присоединился к Древлеправославной Церкви
Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию) и
поступил на служение причетником в храм г. Николаевска. В 1895
г. был рукоположен в священники. В 1901 г. переведен настоятелем
храма в г. Балаково.
ЗЫКОВ
Иван Иванович (1837-1913) - беспоповец поморского согласия,
родом из подмосковной "Патриарщины", из д. Кабаново (по др.
данным, он родился в д. Будьково). Член духовного совета
Зуевской общины. Известен своим обличением единоверия в спорах с
Павлом Прусским. Сохранился гектографический список стенограммы
одной из таких бесед, состоявшейся 3 окт. 1876 г. в д. Ликино
Владимирской губ. Зыков был активным деятелем Первого
всероссийского собора поморцев, где был избран товарищем
председателя собора и выступил на тему "Об антихристе и пророках
Енохе и Илие". Автор известных полемических сочинений: "Меч
духовный" (не путать с книгой К.А.Перетрухина), "Обличение
великороссийских пастырей" и др., многие из которых были также
гектографированы и распространялись в списках.