ДОКУМЕНТЫ - История старообрядчества в Нижнем Поволжье - 1930-1940 гг.

№ 8


Обзор ОГПУ Нижне - Волжского края работы по ликвидации в крае контрреволюционной организации старообрядцев Белокриницкой иерархии в Нижне - Волжский крайком ВКП(б).


Отпр. "130" По данным следствия

130784 на 25 апреля 1933 г.

Совершенно секретно

1. Возникновение организации и её политические установки.

В марте месяце текущего года ПП ОГПУ НКВД вскрыта и оперативно ликвидирована сектантская контрреволюционная повстанческая организация старообрядцев белокриницкого толка (агентурная разработка "Подпольщики").

Своей практической контрреволюционной деятельностью организация охватывала целый ряд районов Нижне - Волжского края, главным образом пункты с наличием значительных массивов старообрядцев, в том числе: Хвалынский, Балаковский, Вольский, Дубовский, Калачевский, Нижне - Чирский и ряд других.

Кроме того, руководящее ядро организации имело на почве общности контрреволюционной деятельности иногородние связи, в частности: с епископом Ростовским Пансофием (Иевлевым) *1* (нами арестован), Самарским епископом Иринархом (Парфеновым) *2* (арестован Полномочным представителем Объединенного главного политического управления Северо - Кавказского края), в Сызрани - с одним из руководителей контрреволюционной организации старообрядческим попом Глинкиным, казанским попом Алексеем Калялиным, Ульяновским и др. пунктами *3*.

Под флагом объединения масс верующего старообрядчества для защиты "веры Христовой" и церкви от безбожной и "сатанинской" власти организация поставила своей задачей активную борьбу с советской властью и коммунистической партией за свержение диктатуры пролетариата.

Для достижения этой конечной цели борьбы с существующим строем организация проводила большую практическую контрреволюционную вредительскую деятельность, которая заключалась:

1. В вербовке старообрядцев Белокриницкой и беглопоповской иерархий, в насажденииконтрреволюционных повстанческих ячеек в селах, станицах и на заводах.

2. В широкой контрреволюционной агитации среди верующего населения с призывом к борьбе с властью.

3. В контрреволюционной деятельности среди колхозных масс в целях разложения колхозов, срыва колхозного строительства и возвращения к единоличному хозяйству.

4. В распространении повстанческих тенденций, в особенности среди казачества южных районов края под лозунгом защиты старообрядческой церкви.

5. В объединении на базе канонических компромиссов старообрядцев всех течений для создания реальной силы в борьбе с существующим строем.

Возникновение организации.

Возникновение контрреволюционной старообрядческой организации на Нижней Волге относится примерно к концу 1931 г., когда бывший Балаковский иподиакон Полянинов Аркадий Иванович и протодиакон Кожакин Яков Саввич, проживавшие последние два года в Сталинграде, практически приступили к созданию контрреволюционной организации.

Своё вступление на путь активной контрреволюционной борьбы с существующим строем один из основных руководителей организации,Полянинов Аркадий Иванович , определяет следующими политическими моментами: "Родясь в старообрядческой семье в г. Балаково, я воспитывался в религиозном укладе жизни, и , вполне естественно, под влиянием этого воспитания у меня сформировалось соответствующее мировоззрение. В особенности большое влияние на меня оказали старшие в семье и главным образом старообрядческие попы: Гришенков, служивший в Балаковской церкви, и Жуков из Дубовки. Как тот, так и другой представляют из себя яркие фигуры, и влияние их на меня было огромным. На борьбу с сов. властью меня вдохновлял также целый ряд моментов личного порядка: в 1929 г. моего отца, бывшего арендатора садов, арестовали и выслали сроком на 5 лет. В 1931 г. в Балакове бвла закрыта наша старообрядческая церковь, в которой я служил".

Политические установки организации.

Большое влияние на Полянинова в смысле оформления его контрреволюционной идеологии и практической деятельности оказал старообрядческий епископ Иринарх (Парфенов), у которого Полянинов был в сентябре 1931 г. в Самаре и Сызрани.

"Будучи в Сызрани на квартире попа Глинкина Харитона, в его присутствии у меня с Парфеновым произошел целый ряд бесед, из них в последствии вытекли мои практические шаги против существующего строя. Сущность этих бесед и точка зрения Иринарха на вопросы религии в советской стране была примерно такова:

"Советская власть, формально объявив декретом отделение церкви от государства и провозгласив свободу государства верований, фактически ведет неприкрытую политику удушения религии. Старообрядческая вера, жестоко преследовавшаяся царским правительством, попала при сов. власти еще в худшие условия: закрываются храмы, судят и высылают пастырей, преследуется слово Божие и насаждается через аппараты власти безбожие. Необходимо нам, наиболее стойким защитникам веры Христовой, какими являлись как в прошлом, а также и сейчас старообрядцы, - принимать более активные меры на защиту религии от безбожной власти". (показания обвиняемого Полянинова).

Методы контрреволюционной работы.

Парфенов одновременно наметил основные мероприятия "по защите старообрядческой веры и её укреплению", явившиеся конкретной программой действий контрреволюционной организации.

Эти мероприятия в основном сводились к следующему (приводим выдержку из показаний Полянинова):

"1. Всем пастырям и истинно православным мирянам необходимо вести работу по объединению старообрядцев всех толков под одной рукой - митрополита Белокриницкой иерархии, а здесь - под началом архиепископа Мелетия Московского *4*. Этим самым, несомненно, укрепить церковь и можно будет оказывать соответствующее влияние и давление на сов. власть в желательном для старообрядцев направлении.

2. Нужно всеми способами и средствами защищать религию от посягательств безбожников и в особенности противодействовать закрытию церквей, преследованию служителей культа и т. п.

3. Путем индивидуальной обработки "словом Божием" привлекать в организацию единомышленников из числа верующих, не согласных с притеснением религии.

4. Входить в доверие к лицам, стоящим у власти, и путем личного влияния на них использовать последних для дела защиты религии.

5. Независимо от места нахождения и службы истинных старообрядцев: будь то в колхозе, на заводе или в совучреждении, - необходимо выдвигать в органы правления своих людей, для тех же целей и удобства привлечения на нашу сторону единомышленников.

6. Пытаться привлекать на сторону организации не только верующих, но и безбожников, в том числе даже коммунистов и комсомольцев.

7. Методами личного убеждения оказывать влияние на молодежь для обращения их в веру и на защиту нашей церкви.

Оба они (Парфенов и Глинкин) настолько ярко обрисовали мне тяжелое положение старообрядческой церкви в условиях советского режима, что я окончательно пришел к вполне оформившемуся выводу: с этой властью безбожной, разрушающей устои нашей веры, нужно бороться всеми доступными способами и средствами" ( показания Полянинова ).

2. Практическая деятельность организации.

Вербовка.

По приезде в Сталинград Полянинов явился к бывшему протодиакону Кожакину Я. С., которого подробно информировал о встрече с Парфеновым, завербовав его в организацию.

Кожакин в процессе неоднократных бесед Поляниновым принял предложение в развертывании вербовочной работы в Сталинграде.

В течение 2 -3-месячной работы Кожакин (в Сталинграде) вовлек в организацию следующих лиц:

1. Нефедова Трифона Степановича - старообрядческий поп.
2. Патрикеева Дмитрия Савельевича - старообрядец.
3. Воробьева Алексея Илларионовича - активный старообрядец.
4. Скляменова Осипа Андреевича - старообрядец.
5. Васильева Ивана Ивановича - рабочий трамвайного парка и др.
( Все эти лица арестованы. )

"Всем, кого вербовал в контрреволюционную организацию, я говорил, что целью её является борьба с сов. властью за дело религии" (показания Кожакина).

Полянинов свою вербовочную работу перенес главным образом на переферию, в особенности на казачьи районы с наличием в них старообрядцев белокриницкого толка.

"В июне месяце 1932 г. ко мне в Дубовку приехал из Сталинграда иподиакон Полянинов, который от имени Московского архиепископа Мелетия предлагал вступить в контрреволюционную организацию для борьбы с сов. властью как властью антихриста". ( Показания старообрядческого попа Жукова, Дубовский район. )

Бывая также неоднократно в Калачевском районе, Полянинов вел обработку целого ряда лиц из старообрядцев, устраивая сборища у попа Павлова, который взял на себя руководство по объединению старообрядчества и ведению контрреволюционной работы.

"22 мая прошлого года у меня собрались, кроие меня:
1. Деев Михаил - бывший поп,
2. Семенов Георгий - поп,
3. Кузнецов Георгий - административно высланный поп,
4. Еланцев Антон - кулак, находящийся на кулацком участке в 40 верстах от Калача.
Вопрос обсуждали о необходимости борьбы с властью, которая проводит гонения на религию" (показания Павлова от 22/IV).

Аналогичные мероприятия по вербовке проводились в Балакове:
Грошев Павел - регент,
Рудовы отец и сын - старообрядцы (последнего Полянинов предполагал сделать тайным священником),
в Хвалынске:
Морозов - поп,
в Саратове:
Новиков Дионисий - поп,
в Сталинграде:
Кузнецов - поп и другие.

Антиколхозная деятельность.

Наряду с проводившейся организационной деятельностью по созданию контрреволюционной организации велась большая практическая работа по разложению колхозов:

"В Балакове мы (с Поляниновым) среди колхозников - старообрядцев говорили, чтобы они выходили из колхозов, состоять в них - грех, нужно в них (колхозах) вредить и уговаривать других лиц выходить их колхозов и жить единолично" (показания обвиняемого Кожакина Я. С.).

На одном из сборищ калачевского филиала организации предметом обсуждения являлся вопрос о развале колхозов путем ведения контрреволюционной работы применительно к организационной системе построения колхозов.

"На одном из сборищ я внес предложение начать работу по объединению старообрядчества для оказания сопротивления в борьбе с безбожием. Семенов (поп, присутствовавший на сборище) предложил службу в церкви упростить, сократить, сделать её увлекательной и приспособить к системе колхозного строительства, бригадам с целью их разрушения" (показания обвиняемого Павлова).

"На нашем сборище в доме Павлова у нас стоял также вопрос о внедрении религиозности в колхозах, бригадах. Я считал и считаю сейчас, что внесенное мной предлжение об упрощении религиозных служб не будет отталкивать колхозников от религии" (показания обвиняемого Семенова).

Антисоветская пропаганда.

Наряду с проводимой антиколхозной деятельностью члены организации вели активную контрреволюционную пропаганду.

"Я, не стесняясь присутствующих и независимо от обстановки, вел активную антисоветскую агитацию о гибели соввласти, её гонении на религию, наступающих последних временах, подкрепляя во всех случаях свои слова из Священного писания.

Припоминаю несколько случаев моих поездок на пароходах по Волге, когда я своей контрреволюционной агитацией собирал в 3-х и 4-х классах десятки пассажиров. Был момент, когда я едва не был арестован сотрудниками водного ГПУ. Я быстро переоделся и, смешавшись с толпой, выходившей с парохода, скрылся" (показания обвиняемого Полянинова).

Контрреволюционная агитация в особенности была активной в казачих районах с расчетом внедрения в их среду повстанческих тенденций:
Сов. власть притесняет религию: закрывает церкви, устраивает гонения на верующих и в особенности на пастырей.

"Когда я был, - сообщил мне в дальнейшей беседе Жуков, - в казачьих станицах по отправлению религиозных служб, я говорил по этому поводу с казаками и определенно выявил, что настроение их к советской власти явно враждебное. В частных беседах верующие мне говорили, что, несмотря на гонения со стороны власти на религию, они всегда будут защищать церковь даже с оружием в руках".
В заключение беседы Жуков высказывал сожаление, что один он для организации и вокруг веры таких истинно верующих людей, сделать ничего не сможет, и пригласил меня помочь ему в этом деле и поехать с ним по станицам" (показания обвиняемого Полянинова о его поездке к дубовскому попу).

Проживая в Сталинграде, как я, а также Полянинов вели агитацию среди старообрядцев, говоря при этом: "У нас будет большая сила, и мы будем влиять на власть" (показания обвиняемого Кожакина).

Деятельность по объединению старообрядчества.

Одной из первоочередных задач, поставленных в порядок дня организацией, являлось объединение на базе канонических компромиссов старообрядчества.

Все без исключения участники контрреволюционной организации целиком разделяли эту точку зрения и ставили вопрос значительно шире - найти путь объединения с православной церковью.

"Самой актуальной задачей, - как это мне выразил в беседе Кожакин, - является объединение старообрядчества для представления из себя реальной силы по борьбе с существующим строем". Точно такую же беседу я вел с находящимся здесь в ссылке старообрядческим попом. Этот Кузнецов являлся законченным типом контрреволюционера, ия вообще считал излишним доказывть ему необходимость ведения борьбы с властью" (показания обвиняемого Полянинова).

"Задачей организации являлось: объединение всего старообрядчества для усиления борьбы с властью против закрытия церквей, преследования религии вообще и духовенства" (показания обвиняемого Павлова, г. Калач).

"Полемизируя по вопросу объединения православия со старообрядчеством с целью иметь влияние на власть, мы были согласны на объединение и искали практических выводов к разрешению данного вопроса" (обвиняемый православный поп Борис Семенов).

"Весной 1932 г. я был в станице Развильной Северо - Кавказского края, там я познакомился с попом Борисом, с которым вёл разговоры об объединении старообрядчества с православной церковью. Поп Борис, о котором я в процессе пребывания вывел определенное заключение как о непримиримом враге существующего строя, против объединения не возражал, однако ставил вопрос таким неприемлемым образом, что все старообрядчество должно идти под началом русской православной церкви" (показания обвиняемого Полянинова). (Сообщено ПП ОГПУ Северо - Кавказского края.)

С этой же целью в Сталинград по приглашению ряда старообрядцев - попов прибыл Ростовский епископ беглопоповского толка Пансофий (Иевлев).

"В августе месяце 1932 г. в Сталинград приезжал епископ беглопоповского толка Пансофий. В квартире Самошкина (старообрядец) я говорил Пансофию об объединении, на что тот ответил" "Борьбу с властью я веду давно, нам необходимо объединиться, мы будем большой силой" (обвиняемый Кожакин).

С этой же целью Полянинов ездил к Пансофию в Ростов, в мае месяце 1932 г.

"Я рассказал Пансофию об Иринархе и его точке зрения на религиозные вопросы при соввласти и нашел полную тождественность со взглядами Пансофия. Конкретно он сказал мне следующее: "Объединяться для борьбы с властью нужно, для этого требуется большая работа по подготовке масс верующего старообрядчества"".

С аналогичными предложениями, как это устанавливается данными следствия, приезжал в Ростов и Сталинград поп Змейков, руководитель контрреволюционной организации в Н. - Чирском районе (разработка "Ироды").

Одновременно нами вскрываются связи с ликвидированной в Хвалынском районе контрреволюционной организацией "Старообрядцы", членам коей, Плешакову и др., было известно о приезде в Сталинград Пансофия с задачами объединения и контрреволюционной деятельности.

Всего по 20 апреля с. г. вскрыто и ликвидировано 15 ячеек организаций с 140 арестованными по ним:

1. Сталинград - 6 чел.
2. Хвалынск - 39 чел.
3. Нижний Чир - 11 чел.
4. Котельников - 24 чел.
5. Вольск - 12 чел.
6. Балаков - 4 чел.
7. Пугачев - 3 чел.
8. Дубовка - 2 чел.
9. Кумылженский - 10 чел.
10. Калач - 8 чел.
11. Карабулак - 6чел.
12. Ершовский - 5 чел.
13. Хвалынск - 7 чел.
14. Астрахань - 2 чел.
15. Саратов - 1 чел.

Всего - 140 человек.

Кроме того, сделаны запросы об аресте еще ряда членов организации, находящихся в других городах: Баку, Борисоглебск, Пятигорск и др., - а таже принимаются меры к выявлению полного состава вскрытых ячеек, в частности по Саратову, Астрахани и др.

Следствие по делу находится в начальной степени, сейчас мы его развертываем, приступаем к допросу арестованных Ростовского епископа Пансофия Иевлева, саратовского попа Дионисия и др.

О результатах дальнейшей работы будем информировать.



ПП ОГПУ по НКВД - Рудь
Нач. СПО ПП - Якубовский
Верно: Нач. III Отд. СПО ПП - Егоров


ЦДНИВО. Ф. 76. Оп.1. Д. 186. Л. 1 -7. Машинописная копия.


1. Пансофий (Иевлев) - епископ Ростовской Архиепископии Русской Древлеапостольской беглопоповской церкви.

2. Иринарх (Парфенов) - (? - 1952) - Архиепископ Московский и всея Руси старообрядческой Белокриницкой церкви в 1941 - 1952 гг.

3. Так в документе.

4. Мелетий (Картушин) - архиепископ Московский и всея Руси старообрядческой Белокриницкой Церкви в 1915 - 1934 гг.



***

Документ предоставлен Государственным учреждением
Государственный Архив Волгоградской области (ГУ ГАВО).
Фонд - 2115. Опись - 1. Дело - 1453. Лист - 10.

Выписка из протокола президиума Сталинградского Горсовета.

№36

От 9-го июля 1939 г.

Слушали : О расторжении договора с двадцаткой религиозного культа Белокриницкрй церкви.

Постановили : В связи с тем, что двадцатка религиозного культа Белокриницкрй церкви Ворошиловского р-на г. Сталинграда распалась, из числа 20 осталось 3, заключенный договор с группой верующих на пользование помещением церкви с находящимся в ней имуществом от
05.01.1931 г. не возобновлялся. За здание и имущество церкви ответственных лиц нет.

На основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929 г. заключенный договор от 05.01.1931 г.
Горсоветом с Белокриницкой церковью - считать потерявшим силу и просить президиум Облисполкома о расторжении договора.


За Предселателя Сталинградского Горсовета - Влаженнов.
Секретарь - чл. през. Сталинградского Горсовета - Демидов.
Верно: зав. прот. группой - Туманова.


Документ предоставлен Государственным учреждением
Государственный Архив Волгоградской области (ГУ ГАВО).
Фонд - 2115. Опись - 1. Дело - 1453. Лист - 11.

АКТ

1939 г. 16-го июня г. Сталинград

Мы нижеподписавшиеся, коммисия в составе 5-ти человек, т. т. представители от Ворошиловского Райсовета, действующие на основании удостоверения от 08.06.1939 г. № 9/461 Швецов Е. Ф., Жуков А. М. и от верующих старообрядской - белокриницкой церкви: Председатель САРАНСКИЙ Федор Минаевич, МАНУИЛОВ Иван Лазаревич, НИКУЛИН Леонтий Кириллович, составили настоящий акт в следующем:

I. Здание.


Здание храма кирпичное, кровля железная, со следующими дефектами:

1. Цокольная часть здания разрушается.
2. Стекла разбитые.
3. Внутренние стены, ранее были окрашены маслянной краской, в данный момент стены почернели и облупливаются (вся внутренность здания).
4. Двери и оконные переплеты требуют ремонта и окраски.
5. Ворота и калитка в ветхом состоянии.
6. Крыша требует ремонта и окраски.

II. Материальная ценность.

Произвели проверку имущества согласно акта от 07.01.1930 г., обнаружено недостающего имущества следующее:

1. Печей железных малого размера - 2 шт.
2. Дарахранит. медная вызолоченная - 1 шт.
3. Крест серебр. весом 350 гр. - 1 шт.
4. Фонарей выносных - 1 шт.
5. Ящик (футляр деревянный) - 1 шт.
6. Кадильница ручная - 1 шт.
7. Кофейник эмалирован. - 1 шт.
8. Тазик белый - эмалиров. - 1 шт.
9. Подносов никилированных - 2 шт.
10. Покрывало для покойного желтой парчи - 1 шт.
11. Сорочица на престол - 1 шт.
12. Сорочица на жертвенник - 1 шт.
13. Платков малых шелковых - 2 шт.
14. Покрывало атласно бардо - 1 шт.
15. Облачение на аналой желт. парчи - 1 шт.
16. Облачение белого шелка - 1 шт.
17. Ковнр - дорожка желто - красный (9 арш. на 23 вер.) - 1 шт.
18. Чехлов ковровых на архиерейскую кафедру - 1 шт.
19. Ковер красный предалтарный (5 арш. на 20 вер.) - 1 шт.
20. Ковриков красных подножных - 3 шт.
21. Часы стенные круглые - 1 шт.
22. Столик дерев. круглые ножки - 1 шт.
23. Сундук деревянный - 1 шт.
24. Кафедра архирейская, алтарная в виде 30 ступеней с одной мягкой подушкой - 1 шт.
25. Одеяние шелковое на престол - 1 шт.
26. Чехлов на подсвечники - 12 шт.
27. Чехлов на паникадило - 1 шт.

Остальная материальная ценность согласно акта имеется, но с большим процентом износа.

III. Двадцатка.

Двадцатка выбранная от 05.01.1931 г. распалась и не существует на сегодняшний день.
Выбранные 3 человека для руководства церкви не зарегистрированны в Горсовете следующие граждане:

1. Председатель - САРАНСКИЙ Федор Минаевич,1867 г. р.,
2. Титор - МАНУИЛОВ Иван Лазаревич,1864 г. р.,
3. НИКУЛИН Леонтий Кириллович.


Документ предоставлен Государственным учреждением
Государственный Архив Волгоградской области (ГУ ГАВО).
Фонд - 2115. Опись - 1. Дело - 1453. Лист - 6.

Постановление Президиума Сталинградского Обласного исполнительного комитета

№48/34

17 августа 1939 г.

Ходатайство Сталинградского горсовета о расторжении договора с общиной верующих на пользование "Белокриницкой" церковью Ворошиловского района г. Сталинграда.

Ввиду распада общины верующих и недостачи имущества договор расторгнуть.

Предложить горсовету:

1. Взыскать стоимость недостающего имущества с гркппы верующих.
2.Церковь передать другой двадцатке верующих, а в случае отсутствия желающих обсудить вопрос о её закрытии.

Зам. предоблисполкома - Черкасов.
За секретаря облисполкома - Руденко.



Документ предоставлен Государственным учреждением
Государственный Архив Волгоградской области (ГУ ГАВО).
Фонд - 2115. Опись - 1. Дело - 1453. Лист - 2.

ВЫПИСКА
из протокола президиума Сталинградского Горсовета
№ 44.

От 8 сентября 1939 г.

Слушали: О закрытии религиозного культа Белокриницкой церкви Ворошиловского района
г. Сталинграда.

Постановили: Согласно постановления президиума Сталинградского Облисполкома №48/34 от 17.08.1939 г. о расторжении договора с религиозной общиной верующих Белокриницкой церкви, 23 августа на дверях Белокриницкой церкви было вывешено объявление, которое согласно ст. 35 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04. 1939 г. по истечении 7-ми дневного срока снято.
В виду того, что желающих из верующих взять церковь в своё пользование не оказалось, просить президиум Облисполкома вынести решение о закрытии Белокриницкой церкви и использовать здание церкви под клуб РайОСО.

П.П.Предгорсовета - Пигалев.
Секретарь - чл. през. Горсовета - Демидов.
Верно: отв. исп. прот. группы - Туманова.



Документ предоставлен Государственным учреждением
Государственный Архив Волгоградской области (ГУ ГАВО).
Фонд - 2115. Опись - 1. Дело - 1453. Лист - 12.

Секретарю исполкома Сталинградского Облсовета депутатов трудящихся тов. Руденко

на В,/ № 55-16 от 29.11.1940 г.

Исполком Сталинградского горсовета направляет Вам акт от 7 октября с./г. об "объявлении решения Областного Исполнительного Комитета за № 53, /61, от 23 сентября с./г. "О закрытии Белокриницкой церкви".


Секретарь Исполкома Горсовета депутатов трудящихся - Г. Демидов.


P.S. Орфография и пунктуация оригиналов сохранены.

<< назад на "КНИГИ"

 
 
вверх