О РУССКОМ ЗНАМЕННОМ ПЕНИИ.

 


О РУССКОМ ЗНАМЕННОМ ПЕНИИ.
Что вижу - то пою.

Исходя из опыта уроков, полученных от великих для меня учителей-регентов: моего отца Михаила Фёдоровича и священноиерея Пименова Леонтия Ивановича, ознакомившись с результатами исследований М.В.Бражниковым старинных знаменных азбук, "Русским знаменным пением" Б.П.Кутузова и "Историей богослужебного пения" В.И.Мартынова; хочу поделиться своим видением теории церковного знаменного пения с дорогими мне интересующимися вопросами этой области православной жизни.

Богослужебные мелодии, записанные крюками, рождались, как говорит Мартынов, в результате аскетического подвига. У Кутузова знаменное пение - это звучащая икона.

Иоанн Богослов говорит: "В начале было слово…". Слово первично. Мелодия же является для слова одеждой, ризой. Как Христос - Слово в своём Преображении оделся "светом, яко ризою", так и произносимое молитвенное слово одевается мелодией, яко ризою. Как красивая одежда украшает человека, так и мелодия, записанная крюками, которая подобна мелодии ангельского пения, украшает молитвенное слово.

Если роспевщик видит в крюках ноты, его пение мертво. Крюковая стихера не поётся "с листа". Знамя живо, оно не просто содержит в себе определённый набор нот, оно имеет свой характер, свою душу. Оно есть часть пути по ступеням: вверх и вниз, длиннее и короче, звонче и глуше, вопросительное и восклицательнее… Там и сдержанность и полёт. Все ступени образуют единый путь, путь от мрака к свету, от смерти к жизни; и блаженны, идущие этим путём, и "Блажени непорочнии в путь…".
Видя в знамени набор нот, поя "с листа", не вложишь душу в стих. Зная вещь наизусть, когда не думаешь о буквах, о высоте, о количестве звуков, когда видишь душу знамени, тогда вложишь в исполнение свою душу, тогда тронешь души молящихся и представишь им слово в полноценном виде.

При изучении знаменного пения, можно говорить о трисоставности знамени:
1. изображение, вид, начертание;
2. имя, характер, душа;
3. развод, распев.

Графическое изображение видимо глазом. Развод изучается теоретически и выполняется звуком, воспроизводится. Характер - на уровне чувств, зрится.
Знамёна делятся на три семейства: крюки, статии, стрелы; несколько групп: стопицы, сложития, палки…; и отдельные знамёна: дербица, змеица и т.д.

Вся знаменная грамота стоит на трёх основных семействах. Это крюки, статии и стрелы.
Эти знамёна имеют признаки "мрака" и "света". По этим признакам определяется отношение определённого знамени к звуковысотному согласию, которых в звукоряде четыре, в каждом из них по три ноты. Музыкальные знаки не имеющие признаков "мрака" и "света" имеют подчинённое, второстепенное значение.

К Р Ю К

С крюка обычно начинается изучение русской знаменной нотации. От крюка получило наименование сама нотация - крюки. У старообрядцев всегда в ходу было словосочетание - "учить крюки".
В используемых для пения в церковной службе книгах, встречается крюк четырёх видов: простой, мрачный, светлый и тресветлый. Эти определения указывают на принадлежность знамён к четырём звуковысотным согласиям, из которых состоит церковный звукоряд (гамма), или как мы говорим "горка". Если "привязать" крюки к горке по принадлежности к согласиям, это будет выглядеть так: (см. приложение).
Понятия "мрака" и "света" применяются в классификации (названиях) крюков, статей и стрел. Об этом было сказано ранее. Эти признаки ("мрак" и "свет") имеют ещё подчашия.

Толкование "како поется" (из "Древнерусской церковной музыки" М.Бражникова): " Крюк просто?й. "Возгласити его мало повыше строки". Строка здесь - исходная высотная точка.

" Крюк мрачный. "Паки повыше простого".
" Крюк светлый. "Мрачного повыше".
" Крюк тресветлый. "Светлого повыше".
" Крюк тресветлый с сорочьей ногою. "Вельми паки возкласити".
Крюк тресветлый с сорочьей ногою вышел из употребления с введением в крюковые тексты киноварных помет, обозначающих высоту верхнего звука в знамени.

Крюк обычно ставится на ударном слоге. То есть; как в обычном церковнославянском тексте, в каждом слове ударная гласная выделена знаком ударения, чтобы мы, неграмотные, не искажали смысла слов (держитe и держuте); так и в музыкальной фразе в месте ударения должен стоять крюк. Из этого следует, что грамматический смысл крюка в музыке - ударение.

П А Р А К Л И Т

Ставится в начале стиха, там, где "красная строка". Параклиту приписывается символический смысл. Само слово параклит означает Святаго Духа, сошедшаго на апостолов в пятидесятый день по воскресении Христа. Параклит имеет значение благословения всей певческой нотации. В толковании: "А параклит в начале стиха, якоже светлый крюк возгласити". Знамя подчинённого значения. Разновидностей не имеет.

К Р Ы Ж

Если распеваемый стих, как правило, начинается параклитом, то оканчивается обычно крыжем. Крыж стоит в конце стиха, там, где в тексте точка. Крыж имеет огромное музыкально-символическое значение. Он распевается в один звук произвольной продолжительности. Произвольная продолжительность звука предполагает долгое и постепенное его убавление, как бы сведение "на нет". Такое распевание крыжа предусмотрено для того, чтобы конец стиха не обрывался, но чтобы на него (конец стиха) накладывалось начало следующего стиха или возгласа. В результате такого наложения стиха на стих вся служба происходит непрерывно, без пауз, которые, как говорит Б.Кутузов, мертвят общественную молитву, когда как "накладки" её оживляют. Гласная, стоящая под крыжем, постепенно угасает, как угасает свет дня, переходящего в ночь.
Крыж - это подножие Креста Христова, обращённое на нас. Когда крест повёрнут лицом к нам - мы идём ко Христу. А во время крестного хода крест перед нами, повёрнут от нас и, мы идём за Христом; ведущим в бесконечность в вечную жизнь. Распевая крыж, мы поём победу Христа над смертью, не словами, а одним лишь звуком.
Крыж употребляется и как добавочный знак к другим знамёнам: статиям, запятым, стрелам.

П О Д Ч А Ш И Е

М.Бражников считает, что подчашие произошло от крюка, у которого или по описке не проставлена, или стёрта вертикальная черта. Подчашие имеет четыре разновидности по признакам "мрак" - "свет". Название подчашия носит и добавочный знак в виде маленькой чашки.

С К А М Е И Ц А

Толкование просто: "А скамеица подынуть кверху". Имеет разновидность, как скамеица тихая, у которой слева вертикальная черта, немного меньшая, чем у крюка. Эта вертикальная черта, по - моему, и является символом тишины, сдержанности !

Вертикальная черта есть у крюка, параклита, стопицы, двух в челну, стрелы мрачной, стрелы светлотихой. Это символ той сдержанности, которая является основой всей христианской жизни. Она (вертикальная черта) указывает нам на недопустимость при пении "козлогласования" и "понуждения естества на вопль", которые осуждены соборно святыми отцами Церкви.

С Л О Ж И Т И Я

У сложитий запятая, как добавочный знак, выполняет роль облачка. К основным звукам добавляет ещё один.

ДВА В ЧЕЛНУ

Мягкокачковые. Там три вертикальные черты, которые обозначают три степени сдержанности. Пропевать особенно воздушно, чуть дыша.

З А П Я Т А Я

Для запятой показательно низкое звучание с убавлением силы звука (против крюка). Запятая своим видом показывает на недопустимость "белозвучия", которое часто бывает при понижении тона у неграмотных певцов. По форме своей запятая похожа на колпак, крышку. Её вид сам говорит о том, что звук нужно "прикрыть". Звук не должен вываливаться изо рта, а должен течь, струиться.

Запятая с крыжем . Звук прикрыт. Душа - горе ! Крыж вдыхает в запятую ассоциацию бесконечности пространства, бесконечности жизни.

С Т О П И Ц А

К ней не применимы понятия "мрака" и "света", то есть имеет подчинённое значение. Стопица - единственное знамя, которое употребляется в большом количестве подряд. Пример: "Да исполнятся уста…" на литургии. В толковании говорится "А стопи?ца едина или множество их, просто говорити". Просто говорити - это обычный речитатив.
Стопица не имеет определённой, точной длительности звука. Думаю, что стопица с отсечкой даже не нужна; а как проговаривать стопицы: медленнее или быстрее, зависит от характера данного произведения или смысловой нагрузки произносимой фразы, какого-либо речевого оборота. Выбор за регентом.
Пример: Светилен Рожеству Христову. Третья строка снизу "…и сени обретохом истину…". Слоги: и - се - ни - о - бре. Если стопицы к этим слогам пропеть как крюки с задержками - получится очень проникновенно ! Это практика нижегородцев, о. Леонтия Пименова.

Стопица с очком. Часто распевается в два звука вниз через один, хотя "ломка" не показана. Так, если стоит стопица с очком с нотой "фа", за ней стрела светлая с "солью"; поём: "фа - ре - ми - фа - соль".
Если нам дан какой то мелодический рисунок, который мы должны наложить на определённое сочетание слов, которое по слогам длиннее, чем наш рисунок, мы мелодию "разбавляем" стопицами, как водой вино. И как доброе вино, разбавленное водой, не теряет своего вкуса, так и музыкальный текст не теряет смысла, разбавленный стопицами.
Это "разбавление" характерно в бескрюковых стихерах, то есть в самогласных и распеваемых на подобны.

П Е Р Е В О Д К А или стопица "с двема очкы".

Толкование: "Овогда за голубчика поется, овогда переведется".
"За голубчика поется" тогда, когда стоит в середине слова. Например в первом догматике второго гласа "Прейде сень законная" в пятой строке сверху. Слово "распалающийся". Между слогами "щи" и "ся". В этом месте "голубчик борзый" "сработал" бы аналогично. "Переведется" тогда, когда она стоит между словами, там, где в грамматике союз "и", или запятая. Часто слово (последнее слово фразы) заканчивается статиёй простой с нотой "ре", затем переводка, затем крюк с нотой "соль". Перевод заключается в том, что переводка соединяет мелодии слов без разрыва, как союз. Она отнимает половину времени звучания статии, находящейся в мрачном согласии, разбивает эту 1/2 полного звука на два звука по 1/4 и посылает их вверх, в светлое согласие. Не статия звучит перед переводкой в 1/2 (как написано в азбуке), а переводка отнимает у "мрака" половину времени звучания и посылает нас в "свет", то есть переводит. Переводка - символ неразрывности, постоянства молитвы. На переводке распевщик не передыхает. При проглатывании переводки теряется мелодичность. Переводка - связка. Звучит прозрачно.

П А Л К А

Обычно палка стоит перед хамило, перед кулизмой; как бы предупреждает: "внимание, дальше необычный музыкальный оборот !" Палка - пристань, оттолкнувшись от которой, мы плывём по бурной реке попевки, и где мы пристанем, остановимся, зависит от гласа…

Палка, воздёрнутая с подвёрткой. Толкование: "…гортанию поиграти, дващи двигнути.". Против распева двух в челну предполагает бодрое звучание.

Д Е Р Б И Ц А

Толкование: "А дербица подробити гласом вверх".

Х А М И Л О

В седьмом гласе не встречается. В остальных распевается различно (восьмой урок Калашниковской азбуки). Гласная, относящаяся к хамило, поётся на втором и третьем его звуке, на первом же поётся гласная предыдущего слога.

С Т А Т И И

Опорное знамя напева. В старину считалось достоинством умение распевщика расставлять статии. Можно встретить незаконченные рукописи, в которые певческие знаки ещё не вписаны, а статии уже проставлены. Само слово "статия" создаёт впечатление чего-то неподвижного, устойчивого (М.Бражников).
В употребляемых в наше время певческих книгах статии встречаются как отдельно, так и вместе с добавочными знаками: сорочьей ногой, крыжем, запятой. Названия (имена) статей напрямую связаны с понятиями "мрака" и "света".

Статия простая

Фразокончательная. Среди знамён её роль похожа на роль запятой в литературном тексте. Перед переводкой звук её наполовину короче обычного.
Толкование: "А статия простая постояти мало", то есть один звук в 4/4. Главное слово здесь не "мало", а "постояти". "Аще ли статия простая с запятою ино постои низко, аще ли с крыжем вельми ниже постои". Следует, что статия с запятою стоит ниже обычной статии?, а с крыжем - ещё ниже по гамме. В "Херувимской" иргизского распева явная ошибка, где в конце фраз статия с крыжем на тон выше статии с запятой. Из вышесказанного видно, что статия простая различается по высоте при помощи добавочных знаков, когда как высота ноты крюка определяется количеством "кубиков" над условно-горизонтальной чертой, а внутри согласия положением флажка на вертикальной черте или его отсутствием.

Статия мрачная

По согласию стоит обычно выше статии простой. Толкование: "Мрачная статия поется повыше простыя а пониже светлыя".

Статия светлая. Крепкозвучная.

По согласию стоит выше статии мрачной. Толкование: "А светлая статия подержати высоко".

Статия светлая с сорочьей ногою.

Стоит в тресветлом согласии. Толкование: "Аще статия светлая с сорочьей ногою ино вельми высоко держати".
Все статии есть производные статии простой. Она, как старшая и фразокончательная, довольно вольно ведет себя и посещает мрачное и светлое согласия. Так же стрелу простую (она же - статия мрачная) можно встретить в светлом согласии. Из этого следует, что статии, хотя и имеют имена, соответствующие названиям согласий, но не привязаны к ним так крепко, как крюки. (См. ирмосы 2-го гласа.) Следует отметить, что имя статии больше говорит о количестве в её начертании "кубиков", нежели о её высотной принадлежности. Видимо, чем больше "кубиков", тем больше "крепости". Исключительное поведение статей переходит в правило.

Статии закрытые

Имеют подчинённое значение, так как их наименования не связаны с понятиями согласий. Один звук в четыре такта обычной статии, в закрытой разбит на три звука: первый в 1/2 и два по 1/4 . Получается три звука по времени звучания одного. Часто в песнопениях, поемых "по напевке" закрытая статия выполняется в один звук для простоты.
Опытный распевщик не будет распевать стапицу с очком, голубчик, статию закрытую полностью, скажем, в ирмосах храмового канона на утрени в субботу. А в сам храмовой праздник потрудится не спеть вышеупомянутые знамёна по одному звуку.
У статии малой закрытой высотный диапазон от "ут" до "ля", а у средней закрытой от "фа" до "фа высокое". Почему же диапазоны высоты малой и средней закрытых пересекаются? Значение знамён разно, а нужны они в разных согласиях. Там, где меньше "кубиков", меньше "света" (крепости), вспомните статию светлую, она крепкозвучная. Где меньше "света" - звук сдержаннее, нежнее, а там, где "кубиков" больше - больше восторга (замечу, не крика). Яркий пример разницы выполнения закрытых статей в словах "да помышляет" в стихе вместо Херувимской Песни в Великую Субботу "Да молчит всяка плоть". Если на средних закрытых статиях "нажать", а на малых "отпустить", получим сильную музыкальную расшифровку, показывающую суетность и мятежность приземлённой человеческой мысли.
Статии большой закрытой нет. На её месте статия светлая с облачком. В светлой статии четыре основных "кубика", закрыть уже нечем, поставили облачко.
Облачко в стрелах играет роль подвёртки, то есть посылает последний звук вниз, оно и со статиёй здесь уместно. Статия светлая с облачком ставится в тресветлом согласии. Можно предположить, что она более крепкозвучна, чем средняя закрытая (но лучше не увлекаться).

С Р Е Л Ы

Само название "стрела" ассоциируется с полётом. Стрела - полёт, стремительность, динамика. Стрела - летящая стремительно.
В стрелах нет уже сдержанности крюка, устойчивости статии, там совокупность. Стрела стремится ввысь. Её сдерживает статия простая своими двумя "кубиками", которые работают как груз у бумажного детского змея, стремящегося к солнцу.
Статия простая в виде двух "кубиков" слева присутствует у большинства стрел. Условно горизонтальная черта - луч стремительности, как у крюка, только без "гвоздика". Вместо "гвоздика" крюка - "кубики" статии.
Семейство стрел намного больше других по количеству. Значит радости и полёта больше, чем сдержанности. Мы радуемся Господеви с трепетом, как призывает нас пророк Давыд. Сначала радость, потом трепет. Этот трепет - трепет радости. Это сдержанный восторг !
Первая в азбуке стрела - стрела простая. Она же - статия мрачная. Стрела простая родилась из статии мрачной. У статии удлинился верхний правый "кубик". Статия "полетела".
Состояние статии "мрачно" (второе снизу), которое светлее, чем "просто"; для стрелы, с её стремлением выспрь - "просто". То есть для стрелы, по её характеру, стоять на одном уровне со статиёй, уже ниже по достоинству. "Для нас это слишком просто", сказала бы стрела.
Стрела простая, родившись из статии, ещё несёт на себе часть характера статии. Когда она с облачком и пометою "равенство", распевается, как статия средняя закрытая. Стоит там, где уже не поставить статию, где нужно почувствовать именно "отрыв", взлёт. В "О тебе радуется…" 6-я строка сверху: "…о, священная церкви" начинается со стрелы простой в комбинации со статиёй малой закрытой. Мы говорили, что нет большой закрытой. Есть статия светлая с облачком, и есть (!) стрела? с облачком и пометой "равенство".
Вот он, видимый глазом переход от фундамента (статии) к вершине башни (кремля), с которой видна даль, видна Русь… А выше крыши башни - уже небо…
Стрела мрачная имеет вертикальную черту сдержанности. Обычно с нотой "фа". Минор.
И далее её младшая сестра - стрела крыжевая. Она против старшей сестры - полный либерал. Стрел крыжевых в азбуке девять. Как девять чинов ангельских, воспевающих непрестанно Вседержителя. Соедините в звуке основательность, опору статии, полёт стрелы и бесконечность крыжа ! И тогда услышат вашу проповедь и узрят вашу веру во Христа.
Стрела светлотихая характерна для первого гласа. Обычно стоит на первом ударном слоге стиха. Против стрелы мрачной - мажорна (ноты "ми" и "соль"). Некоторые заменяют его стрелой мрачной, то есть не допевают верхнюю ноту. Получается безрадостное начало стихеры, после которого и вовсе петь не хочется.
Стрелам громным присуще низкое звучание. Но не надо искусственно добавлять в них "грома". Достаточно своего у них. Стрела громная восходит верхней нотой до первой ноты светлого согласия ("фа"). Даже и рыбки выпрыгивают выше поверхности воды. Выше громной по согласию стрела громосветлая.
Тряски малоупотребительны, так как сложны в исполнении. Их можно, "разбавив", заменить другими знамёнами. Тряска, как слово под титлом. Кстати, в слове БОГОРОДИЦА ( в славянском начертании) пропущено семь букв.

П О П Е В К И
(лица, кулизмы)

Попевка - мелодия, отражающая основную черту характера гласа. Проще всего определить гласовую принадлежность стихеры по попевке. Мелодия попевки зашифрована в нескольких музыкальных знаках, звуки которой трудно, разделив, привязать к определённым крюкам по количеству. Попевки нужно просто выучить. Хорошо бы помнить, на какую ноту заканчивается попевка, чтобы сориентироваться во время пения, с какой высоты начать следующую за попевкой музыкальную фразу, так как на знамёнах попевки не проставляются пометы высоты.
Если открыть "Трезвоны", службу Богородице Казанской, то увидим, что перед "сгущённой" (самогласной) стихерой на стиховне "Воспоем людие" указан глас пятый. Но, если обратиться к "разведённому", крюковому варианту, увидим, что кулизма средняя начинается с "ми" - "фа" - "соль". А это никак не пятый глас. Кулизма средняя не даст обмануться. Эту стихеру самогласно подобает петь на восьмой глас.

Ф И Т Ы

Существует порядка 150 фит. Конечно, в книгах, которыми мы в данное время пользуемся, их намного меньше.
Для М.Бражникова фита' - это "государство в государстве".
Фита не подчиняется законам гласа и не отражает его характера. Она "ходит" по гласам, то есть одна и та же фита может встретиться нам в стихерах разных гласов.
Фита обычно распевает слово, несущее наибольшую смысловую нагрузку, или слово, последующее "нагруженным" словам. Она пропевается "прозрачнее" основного текста, является как бы аккомпанементом к основной мелодии, с ещё большим убавлением силы звука при повышении и понижении тона от основного. Мелодия фиты должна быть похожа на невещественную мысль. При пропевании нами гласной (фита занимает несколько текстовых строк), слушатели вникают в смысл только что услышанного. Время звучания фиты - время усиленной молитвы. Здесь нет слов, а есть только чувства.
Фита - аер . Мы, оторвавшись от земли, летим на воздушном шаре, стремящемся в небо; его сдерживает сила тяжести, его влечёт ветер. Мы не хотим возвращаться на землю, стремимся к вечности, от которой уходим, и которая в нас.

Б.Астафьев: "…если скорбь, то не имеющая ничего общего с нервными страданиями музыки близких нам эпох человечества…, …будто здесь озвученные панцирь и броня…, …тут нет изнеженных чувствований, тут лирика глубоких испытаний и героической железной выносливости и сопротивляемости; мелодии выдержанные, наделённые упругостью пружины."

Б.Кутузов "Русское знаменное пение"
8 ноября 1881 года Чайковкий П.И. пишет из Киева баронессе Н.Ф. фон Микк
"…в Лавре, там поют на свой древний лад, с соблюдением тысячелетних традиций, без нот, и, следовательно, без претензий на концертность, но зато, что это за самобытное, оригинальное и величественно - прекрасное богослужебное пение. Между тем в публике считают лаврскую духовную музыку скверной, и восхищаются сладкогласием других певческих хоровых песнопений. Меня это оскорбляет и раздражает до последней степени.".

Святые отцы слышат пение ангелов. И чтобы мы на земле, могли реализовать своё первейшее назначение, то есть славить Творца, подобно ангелам, положили богодухновенные тексты на мелодию, подобную той, которую они слышат. Эту мелодию они записали крюками, как обычные слова записываются буквами. Чтобы мы, немощные и неграмотные, не слышащие, по своей греховной природе, ангельского пения, могли немного приблизиться к тому Свету, к которому стремиться душа, выучили бы по этим "буквам" музыку тех, которые именуются "втории светове". Втории светове, как зеркало, не поглощают Первый Свет, а отражают его полностью на нас… И поют они не по крюкам…

ПРАВОСЛАВНЫЕ! Думайте, подтягивайтесь, не будьте "как все". Свобода, к которой вас зовет мир, тот мир, который возненавидел Христа и его последователей, это - свобода стада. В этом стаде, стремящемся к "лучшей жизни", первые падают в пропасть, а третьи в экстазе толкают туда вторых, не видя куда. Простите за неграмотность.

Михаил Леонтьев.
02.01.2004 г.


   

<< назад на "КНИГИ"

 

 
вверх