ШАЛАЕВ - псевдоним
Ф.Е.Мельникова.
ШАРТАШ
- село, находившееся в 7-8 верстах от Екатеринбурга близ оз.
Шарташ. На его берегах было воздвигнуто восемь старообрядческих
женских скитов, здесь же помещались церковные школы. Главный
скит именовался Казанским и имел чудотворную икону. Игуменьями
этого скита были схимница Александра, после нее - матери
Афанасия и Фаина. Службу совершал священноинок Иларий, после его
смерти - сами монахини. По преданиям, Шарташ посетил имп.
Александр I, который, умилившись стройным пением старообрядцев в
часовне, обещал монастырю покровительство и сделал крупное
пожертвование.
В 1840-х
гг. за приверженность к старообрядчеству более 100 семей из
Шарташа были наказаны розгами, частично сосланы. Супругам было
запрещено совместное проживание. Дети объявлены
незаконнорожденными с отдачею в кантонисты. Через два года после
начала репрессий, когда стало ясно, что поставленная цель -
переход старообрядцев в господствующую церковь - не достигнута,
по указанию генерала Глинки село было совершенно "упразднено".
ШЕЛАПУТИНЫ
- старый старообрядческий род купцов белокриницкого согласия из
слободы Покровской (ныне - г. Энгельс Саратовской обл.).
Переселились в Москву в конце 18 в., где открыли рыботорговлю.
Известно
имя сына родоначальника купеческой династии - Дмитрий. У него
было как минимум два сына:
1) Антип
(1879-1852) - московский 1-й гильдии купец, коммерции советник,
почетный гражданин, старообрядческий деятель;
2) Прокопий
(1777 - 13 янв. 1828) - московский 1-й гильдии купец, коммерции
советник. Царским указом за пожертвование "минерального кабинета
в пользу Московской медико-хирургической академии" возведен в
дворянское достоинство, что среди старообрядцев было редким
случаем. Кавалер нескольких орденов. В 1812 г. и после изгнания
французов еще некоторое время был московским городским головою.
В доме его
жены Харитины Ивановны на Швивой горке в 1860-х гг. подолгу жили
И.Г.Кабанов (Ксенос), еп. Пафнутий (Овчинников), Семен
Семенович.
Сын
Прокопия Дмитрий (1802-1855) вышел из купеческого сословия и
отступил от старообрядчества, перейдя в синодальную церковь.
Павел
Григорьевич (1847-1914) - внук Антипа Дмитриевича, председатель
совета общества среднеторговых рядов (ныне - магазин ГУМ), один
из совладельцев Балашихинской мануфактуры, известный
благотворитель, за что был в 1911 г. пожалован чином
действительного статского советника, что также дало ему
потомственное дворянство. На его средства созданы гимназия с
интернатом, три ремесленных училища, зал в Музее изящных
искусств, Гинекологический институт на Девичьем поле и многое
другое. Судя по тому, что Павел Григорьевич был старостой в
подмосковной церкви Покрова в Филях, он отступил от
старообрядчества. Умер во Фрейбурге 23 мая 1914 г.
Принадлежавшая Шелапутиным Петропавловская моленная в
Шелапутинском пер. (о принадлежности можно говорить на основе
устных свидетельств, официально в нач. 20 в. она числилась за
Е.А.Нырковой) была закрыта в 1923 г., утварь и иконы были
перенесены в Никольскую церковь в Царском пер. (ныне на площади
Белорусского вокзала, ул. Бутырский вал, 8/3).
ШИБАЕВ
Сидор Мартынович (1825-1883) - богородский 1-й гильдии купец,
старообрядец, приемлющий священство белокриницкой иерархии. С
помощью своего друга И.С.Морозова в 1844 г. в местечке Светлое
Озеро, в 20 верстах от Богородска Московской губ., основал
отбельную фабрику. В 1857 г. в сельце Истомкине близ Богородска
построил ткацко-механическую, ситценабивную и красильную
фабрику. Имел всероссийскую известность не только как
текстильный фабрикант, но и как пионер бакинской нефтедобычи,
основатель нефтяного общества "С.Шибаев и Ко" (впоследствии
перешло в руки англичан). Он же был, вместе с группой московских
и богородских купцов, инициатором постройки Тверской
мануфактуры, владельцами которой вскоре стали купцы из рода
Морозовых, т. н. Абрамовичи. После его смерти дело продолжили
вдова и сыновья.
ШИБАЕВ
Иван Иванович (ок. 1830 - 4 мая 1908) - московский 1-й гильдии
купец, старообрядец, приемлющий священство белокриницкой
иерархии. Ок. 40 лет был одним из попечителей Рогожского
кладбища, поддерживал и проводил текущий ремонт его храмов,
умело обходя полицейские запреты и получая неограниченные
средства на эти цели от купцов-благотворителей К.Т.Солдатенкова
и И.И.Бутикова. Много раз бывал депутатом перед правительством
от Рогожского кладбища. Жил на Немецком рынке, где имел домовую
моленную, иконы из которой позднее попали в храм
Покровско-Успенской старообрядческой общины в Гавриковом пер.
(ныне в Третьяковской галерее). Вел переговоры с В.Н.Кельсиевым,
но сотрудничать с ним отказался. В 1862 г. привлекался к
дознанию по делу о приезде Кельсиева, около двух лет содержался
в Алексеевском равелине. Осужден за "недонесение о сделанном ему
Кельсиевым предложении печатать в Лондоне недозволенные в России
старообрядческие книги".
ШЛЕЕВ
- см. еп. Симон.
ШПУНТОВ
Никита Семенович (ум. 2 авг. 1915) - наставник поморского
согласия, сначала руководил общиной поморцев у себя на родине в
д. Александровка Сувалкской губ. (Польша), затем служил в
домовой моленной В.Е.Морозова и, наконец, был избран наставником
храма Воскресения Христова, что в Токмаковом пер.,
принадлежавшего 2-й московской поморской общине. По какой-то
причине, видимо, глубоко обидевшей его, отошел от дел, получая
от А.В.Морозова пенсию "по болезни". Имел даже намерение
присоединиться к федосеевскому согласию, но перед смертью
примирился с поморцами и был принят в 1-ю московскую общину.
Погребен на Преображенском кладбище.
ШУРАШОВ
Иван Васильевич - старообрядец белокриницкого согласия, член
Союза старообрядческих начетчиков. Он подвизался как начетчик
старообрядческой Нижегородской епархии. Новообрядческий
нижегородский викарий Геннадий, лично побывав на нескольких его
собеседованиях с миссионерами, запретил им выступать с Шурашовым
в публичных собеседованиях. В 1907 г. Шурашов был секретарем
редакции журнала "Старообрядец" (2). Ок. 1910 г. переехал в
Донскую епархию. Сначала местные миссионеры охотно соглашались
вести с ним публичные беседы, затем стали избегать
собеседований, и наконец решили избавиться от него. После одного
из выступлений Шурашова обвинили в порицании "православной
церкви и святых ее угодников", за что окружной суд приговорил
его к тюремному заключению сроком на один год.