Богослужение

Обрядовые особенности

Пожалуй, самым выразительным внешним признаком, отличающим старообрядцев от представителей послереформенной русской церкви, является двоеперстие. Именно перстосложение долгое время и было той «горячей точкой», вокруг которой то и дело происходили полемические столкновения между последователями традиционного, дореформенного православия и новообрядцами - последователями церковной реформы патриарха Никона. Последние вновь и вновь пытались оправдать предпринятое патриархом Никоном изменение перстосложения как якобы исторически и догматически обусловленное, а двоеперстие всячески хулили.
Эта своеобразная «догматическая война» оставила в истории немало письменных свидетельств.
В конце-концов своеобразную точку в этой полемике поставили сами новоообрядцы – когда на своем Поместном Соборе (Троице-Сергиева лавра, 1971г.) признали старые и новые обряды, а так же двое- и троеперстие «равночестными и равноспасительными», враз опровергнув этим решением собственные трехсотлетние усилия по оклеветанию как самого двоеперстия, так и вообще старых книг и обрядов.
И что же, трагическое трехвековое разделение русской церкви счастливо завершилось? В русские церкви вернулось древнее, незамутненное благочестие, сохраненное от забвения и поругания исповедническими подвигами старообрядцев? Ведь именно этого ожидали миллионы приверженцев старой веры. Увы, радость оказалась преждевременной, а в жизни все произошло совсем по иному.
Теперь с той поры прошло уже более тридцати лет, но «воз и ныне там». До сих пор в адрес старообрядцев слышатся различные обвинения. До сих пор двоеперстие не только не возвратилось в храмы РПЦ и не сделалось «равночестным» принятому там троеперстию, но даже и терпимым-то по-настоящему не стало. По-прежнему важнейший и древнейший христианский обычай остается отвергнутым и непризнанным в новообрядческой русской церкви. По-прежнему старообрядцы остаются призваны свидетельствовать о древних, благочестивых и незаслуженно оставленных церковных обрядах.
Не желая претендовать на «единственно правильное» изложение данной темы, мы приглашаем желающих обратиться к литературе и найти все необходимые материалы по этому вопросу, чтобы составить свое собственное мнение.

ДВОЕПЕРСТИЕ

С первых веков христианства особое значение имело сложение перстов руки для крестного знамения. В памятниках христианского искусства первых четырёх веков христианской эры ясно отразился дух верований первых христиан, всецело живших воспоминаниями о событиях земной жизни Христа, также способ перстосложения перстами на себе креста-символа победы вечной истины над злом. (Обыкновенно на вещественных памятниках изображается то, что содержится в данное время и считается несомненно спасительным.)
С историей перстосложения в крестном знамении тесно связывается иконописное предание.
Благочестивое предание древности называет первым иконописцем святого евангелиста Луку. Вполне естественно, что св. Лука, изображая икону Божьей Матери и Младенца Христа с благословляющею десницею, придал Его перстам то самое сложение, какое обычно видел у Христа. На всех древних иконах (на которых Спаситель изображён благословляющим), приписываемых кисти евангелиста Луки, персты Младенца Христа сложены двоеперстно, т. е. два перста, средний и указательный, протянуты, а три последние - большой, мизинец и безымянный, - сложены вместе.
Ещё одним примером служит распространение христианских саркофагов в конце четвёртого и начале пятого веков. Наружные стороны саркофага украшались различными рельефными изображениями, обычно сценами из священной истории Ветхого или Нового Завета. Важность для нас рельефных изображений заключается в том, что на них нередко изображён Христос Спаситель с благословляющим перстосложением, и оно является исключительно двоеперстным.
Со стороны письменных памятников мы тоже находим многочисленные указания, что у христиан существовал способ изображения на себе крестного знамения перстами (а не перстом). У святого Кирилла в “Спасительных поучениях” мы находим высказывание: “Не стыдимся исповедывать Распятого перстами... на челе и на всем”. (Исповедание Распятого Христа возможно только в двоеперстии, где два протянутые перста означают именно два естества во Исусе Христе.)
В конце десятого века (988 году) Россия приняла христианство. Просветительницей Руси явилась Греция. Вполне понятно, что, научая новопросвящённый народ истинам христианства, просветители передали ему весь тот строй и порядок христианского богослужения, который содержался ими самими, а вместе с этим научили их совершать на себе крестное знамение.
Илье Гевери, жившему в конце девятого и начале десятого веков, принадлежит высказывание: “Несториане и милхиты (православные), изображая крест в знамении двумя перстами, справо налево, исповедуют этим своё верование, что на кресте Божество и человечество вместе соединены, что это было причиной нашего спасения и что вера началась с правой стороны, а неверие, заблуждение прогнаны с левой”.
Иконографические памятники с изображением на них двоеперстия, находящиеся в Греции, на Афоне, в Риме и, наконец, в России указывают на то, что двоеперстие было всеобщем перстосложением. Иеромонах Симеон, написавший Корсунскую икону, не изобразил бы на иконе двоеперстия, если бы оно не существовало в его время, как не изобразят старообрядцы на своих иконах триперстия. Соборы сторонников реформ Никона поставили “искорени его из всех письменных и печатных книг”, решительно запретив, под страхом жестоких наказаний, употреблять двоеперстие как публично, в храмах, так и наедине. Все держащиеся этого перстосложения были заклеймены позорною кличкою “раскольники”, и были подвергаемы различным наказаниям до смертной казни включительно. Было принято иное перстосложение и привито христианам насильно, мерами принуждений. Многие же увидели в триперстии знак антихриста. Не случайно оно получило в народе определение “щепоть” (“как соль солить”).
Но дело вовсе не сводится к внешнему виду того или иного перстосложения. Их разделяет глубокое догматическое различие. Если у новообрядцев сложенные три перста, большой, указательный и средний, означают Троицу, то опущенные к ладони безымянный и мизинец - Божеское и человеческое естество во Христе. И мало того, что здесь божеское в Христе необоснованно принижено – еще большим безумием, с точки зрения верующего человека, является крестообразное ограждение себя троичным сложением престов: ведь Св. Троица на кресте не распиналась, но только Божество и человечество Христа; распят был только Сын Божий.
Двоеперстие, как историческое сложение перстов для ограждения верующих знамением Креста, проходит красной нитью по всей христианской истории. Оно и во мраке катакомб, и в блестящем величии византийских и римских храмов. Светлый путь его отмечен в многочисленных памятниках христианского мира. Им ограждались в своих молитвах древние святители, преподобные, исповедники. Это же общехристианское перстосложение приняла и святая Русь в дни своего возрождения от мрака язычества к христианству, и как залог своего единения со вселенской Церковью свято и нерушимо хранила его до второй половины семнадцатого столетия. А с этого времени двоеперстное сложение стало уже служить признаком принадлежности к “расколу” (разумей: старообрядчеству – исконному православию), которое, несмотря на пройденный им длинный путь страданий, сохранило нить единения с древней Церковью, свято содержало и до сих пор содержит символ изображения Креста Христова - двоеперстное сложение.

ЧТО ЗАКЛЮЧЕНО В ТРЁХПЕРСТНОМ СЛОЖЕНИИ? (Д. Урушев)

Некоторым маловерам кажется, что нет никакой разницы в том - креститься двумя или тремя перстами, а, может, и всей пятернёй, - ведь католики же так поступают и вроде ничего?.. Сегодня, вообще, подчас полная неразборчивость в вопросах веры, проповедь «какой-нибудь» духовности, все это почти стало нормой жизни. Но православные христиане никогда не должны забывать, что все священные действия и обряды их Церкви несут на себе глубочайшую внутреннюю нагрузку, скрытый смысл; и если мы хоть как-то изменим обряд, видимое действие, то непременно повредим его тайному содержанию, сокровенному смыслу. Поэтому, когда православный старообрядец ограждает своё лице древним двуперстным крестным знамением, то сим изображает на себе спасительное Распятие на Кресте нашего Господа Бога Исуса Христа. А поскольку, по учению Святой Церкви, в Своей земной жизни Господь соизволил явиться как Совершенный Бог (Несозданный Сын Божий, Бог-Слово) и как Совершенный Человек (Который имел душу, страдал, алкал и т.д.), то мы, истинные христиане, крестимся двумя перстами, означающими два естества (природы) Исуса Христа - естество Божие и естество человеческое. Итак, выходит, что изображая на себе Распятие Господа двумя перстами мы тем истинно исповедуем свою православную веру в Бога и Человека Христа. Также Святая Церковь учит нас, ограждаясь крестным знамением, молитвенно призывать Спасителя, глаголя: "Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".
Изменив сложение перстов для крестного знамения, никониане изменили не только внешнюю форму, но и невидимый смысл самого обряда. Изображая на себе Распятие Господа, они складывают три перста во имя Святой Троицы, и при этом призывают Её, глаголя: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь". Получается, что новообрядцы изображают на себе не Распятие Богочеловека-Исуса Христа, но распятие Самого Триединого Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Хотя формально новообрядчество и исповедует православную веру в то, что на Кресте был распят Бог и Человек Христос, но своим троеперстным крестным знамением (троеперстием, трёхрерстием) оно свидетельствует о другом, чуждом Православию учении - учении о распятии и страданиях на Кресте Самой Троицы. Подобное учение является кощунственной АНТИТРИНИТАРНОЙ ересью, то есть ересью неправедно и неправильно учащей о Единосущной и Нераздельной Троице и об отношении между Её Лицами.
Первые антитринитарные ереси возникли во 2-3 вв., это были секты монархиан и модалистов. Они учили что Бог не Троичен, но только Един, а Отец, Сын и Святой Дух суть не Лица, но именования, образы (modus) Единого Бога. Поэтому в лице Христа и был распят один Бог в трёх Своих именах, образах. Так как эти еретики учили, что Единый Бог есть Бог Ветхого Завета, Бог-Отец, то их ещё называли патрипассионистами (от лат. Patris passio - страдание Отца), ибо они верили, что в лице Христа на Кресте страдал Бог-Отец. Виднейшим учителем этой секты был ересиарх Савеллий (3 в.), считавший, что Лица Троицы суть только внешние обнаружения в нашем мире абсолютно-единого Бога. Против этой злой ереси много боролся св. Дионисий Александрийский. В 5 в. возникла новая антитринитарная ересь - монофизитство (создана ересиархом Евтихием, константинопольским архимандритом), учившая, что Христос был только Богом, а не Богом и Человеком, то есть человеческая природа Спасителя была полностью поглощена Божеством и на Кресте Господь телесно страдал не как Человек, но как Бог (хотя ясно, что Бог не может испытывать физических мук). Наиболее полно выразил это нечестивое учение ересиарх Петр Фуллон, самочинно провозгасивший себя архиепископом Антиохийским. Он учил, что поскольку Сын Божий страдал за нас как Бог, а не как Человек, то значит, вследствие единосущия Лиц Святой Троицы, вместе с Сыном страдали Бог-Отец и Бог-Дух. Посему монофизиты сделали такое дополнение к трисвятой песни: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, распныйся за ны, помилуй нас", этим они выражали свою веру в то, что на Кресте в лице Христа была распята Сама Троица. Ересь монофизитов была проклята на IV и V Вселенских Соборах, но её до сих пор держатся армяне, эфиопы и копты. В 7 в. возникла ересь монофелитов, учивших, что хотя Христос и имел две природы, но имел одну Божественную волю, общую с волей Отца и Святого Духа, поэтому на Кресте Он страдал за нас не Своей волей, но единой волей Единого Бога. И эта ересь была осуждена и проклята Церковью на VI Вселенском Соборе, хотя её сейчас продолжают придерживаться ассирийцы.
Итак, видно, что все еретики-антитринитарии учили, что на Кресте был распят, страдал и умер не Богочеловек Христос, а либо Сама Святая Троица, либо три именования, три образа Единого Бога. Логично было бы полагать, что этим еретикам и надлежало креститься тремя перстами с призванием Троицы, изображая свою веру в Её Распятие. И странно, что новообрядческая русская церковь, постоянно называющая себя "православной", содержит такой кощунственный и явно еретический обряд. А истинным христианам не должно быть безразлично, сколькими перстами совершать крестное знамение, ибо изменив внешнюю форму этого обряда мы можем изменить, исказить и его таинственную сущность, впасть в антитринитарную ересь, проклятую Христовой Церковью, её святыми учителями и Соборами.
Даже удивительно, какое страшное лжеучение заключено в такой, казалось бы, безобидной и неважной перемене двоеперстного крестного знамения на троеперстное! Нет, правы были наши предки, первые старообрядцы, отказавшиеся принять новые обряды и реформы Никона, ибо сумели разглядеть в них душегубительную ересь. Нам же остаётся только пожалеть тех несчастных людей, которые, называясь "православными", держатся, сами того не зная, страшной безбожной ереси – трёхперстия! Ведь они попадают под анафему Божией Церкви вместе с нечестивыми Савеллием, Евтихием, Петром Фуллоном и прочими иудами - христопродавцами!



<< назад на "БОГОСЛУЖЕНИЕ"


 
вверх